Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Думается, что в свете вышеприведенных данных нет необходимости много говорить о том, что и марийская община-волость в целом и ее составные части—деревни, усады в XVII—XVIII вв. представляли собой территориально-соседские поселения различной величины. Вместе с тем мы хорошо знаем из этнографических данных, что для марийцев было характерно длительное сохранение больших семей и патронимических союзов, нередко составлявших компактные группы дворов — «усады» в собственном смысле слова. Так, спрашивается, каково было соотношение между этими родственными величинами и обычной сельской общиной?
Ясно, что большая семья как устойчивая кооперация кровных родственников — совладельцев общего имущества не могла быть равнозначной соседской общине в любых ее специфических проявлениях, что, однако, не противоречило их сосуществованию. Б. Д. Грековым высказана правильная мысль о том, что и «при сельской общине, отнюдь не противореча ей, в течение длительного периода продолжает существовать и сохранять свою силу патриархальная семейная община, или большая семья» 194. Здесь требуется только то терминологическое уточнение, что, на наш взгляд, понятие «патриархальная семейная община» более отвечает основной хозяйственной ячейке патриархально-родового строя, тогда как для большесемейной кооперации классового общества скорее подходит определение «большая семья».
Сложнее обстоит дело с патронимией, которая, по М. О. Косвену, «представляет собой группу семей, больших или малых, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, т. е. образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование». Распространяя это определение на отмеченные рядом авторов специфические формы родственных связей среди марийцев (в особенности восточных), М. О. Косвен находит у этого народа в конце XIX в. простую и сложную патронимию — в виде родственного поселения урмат, союза живущих по соседству родственных поколений насыл и еще большего круга (от 5 до 20) родственных деревень дин или теве. Если при этом учесть, что, по Косвену, хозяйственное единство патронимии - заключалось в коллективном владении и пользовании своей землей (усадьбой, пахотой, сенокосом, лесом, водами и т. д.), то, встав на его точку зрения, очень легко предположить соответствие научно выделенной патронимии реальной средневековой волости марийцев.
Однако данное мнение ничем обосновать нельзя, хотя бы уже потому, что при феодализме ни патронимические, ни соседские объединения марийцев не были собственниками определенных, четко отмежеванных земель. Марийцы пользовались государственными землями из ясачного, довольно условного «жребия», положенного на отдельный двор, там, где его заставала очередная фискальная перепись. При выделе из отцовской семьи становящийся самостоятельным новый двор заводил собственное хозяйство не в качестве совладельца какой-то идеальной доли патронимической «вотчины», а в качестве обычного члена той или иной ясашной деревни и волости. Согласно документам XVII в. каждый ясачно-обязанный мариец пользовался двором и пашней единолично, а прочими угодьями — «с товарыщи», а не с «родичи» (или «родом и племенем» своим). Характерное для Северо-Восточной Руси «долевое» землевладение, предполагавшее и разделы болыпесемейного земельного владения, и возможность отчуждения полученных долей на сторону, не было свойственно марийцам в