Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

Например, еще в уржумских оброчных книгах 1605—1606 гг. «написано же Жеребцово полена оброке за черемисою, волости Чам за старостою за Янычкой Изимутовым с товарыщи за 29 человек, оброку написано 20 алтын». Спустя сорок лет при тяжбе с Це-почкинским монастырем было выяснено, что отказавший монастырю «по душе» Жеребцово поле «Петрушка Ту­рецкой был новокрещен, верстан поместным окладом жить в Чамской волости, а владел Жеребцовым полем волости Чамские с черемисою вместе».

Монастырские старцы наступали на владения марий­ских крестьян всеми правдами и неправдами, чувствуя постоянную поддержку царской власти. В 1648 г. они жалуются на то. что им не хватает строевого леса на правой стороне р. Вятки, тогда как «на луговой стороне до Вятского уезду черного лесу верст по полтретья ста и болши, и в те де в черные леса для хоромного лесу и дров и лык не пущает черемиса, называют своим угодь­ем, неведомо почему, а им де за Вяткою рекою черные леса не даны, только им даны бортные ухожеи, а не черные леса». Царь Алексей Михайлович благосклонно отнесся к этой челобитной и «пожаловал» монахов, но с тою оговоркой, чтобы «бортных и делных дерев в том лесу отнюд рубить не велеть и бортных ухожеев не пус-тошить и зверя никакова и птицу не ловить», т. е. под­твердил как будто бы и права марийских волостных миров.

В 1630-х годах Цепочкинский монастырь претендует на рыбные ловли по р. Кильмези. На сей раз он столк­нулся с интересами марийской общины деревни Кизеры. которые мотивировали свои права тем, что «истари вла­дели деды и отцы их и они, Банка Изиморин с товары­щи, рыбными ловлями по Кильмезе реке с Кулминского устья... и до старые Килмеси» 165. В этом споре казна была поставлена перед необходимостью или «пожало­вать» рыбными ловлями алчных монахов, но без всякой для себя пользы, или же оставить эти ловли за кизер-скими крестьянами с дополнительной выгодой для казны. Перевесило последнее: «те рыбные ловли Килмеские во­ды отдать из наддачи деревни Кизер черемисе Банке Изиморину с товарыщи всей деревни в повалной ясак (подч. нами. — К. К.), потому что те воды были их че-ремиские истари, и к тем водам прилегли их черемиские бортные угодьи и звериные и птичьи ловли и сенные по­косы; а оброку старого и с новою наддачею имать по два рубли по тринадцати алтын по четыре деньги, хлеба осмина ржи, овса тожь, на год».

Свидетельства документов об общинных владениях и оброках марийских крестьян можно было бы значитель­но увеличить но они преимущественно касаются владе­ний, лежащих в волостной или деревенской «окружной меже», — лесов, вод, сенокосов, бортных и промысловых угодий. О «волостных пашнях», т. е. владениях, находя­щихся также под юрисдикцией общины, упоминаний встречается гораздо меньше. Это, конечно, осложняет решение вопроса о внутриобщинных поземельных отно­шениях, которые вовсе не обязательно должны были про­являться в форме «свалки и навалки» участков и в фор-ме периодических переделов всей земли 10/.

О том, как земля распределялась внутри общины-во­лости, можно судить по материалам ясачной переписи 1678 г. по Галицкой дороге. При переписи жители этого округа «сказались все тое дороги старинные», пла­тящие исстари различные подати в определенной про­порции, но писцов особенно интересовало, «с чево пла­тят и своими ли имянами те подати платят, или дедов, и отцов, и иных сородичей своих и все ли они, ясашные люди, те подати ровно платят, или которые менши, и для чего менши, по жалованным ли прежних великий госуда­рей грамотам». Как известно, подати полагались со дво­ра, пашни, сенных покосов и всяких иных угодий, а так как в прошлые годы обнаружилось немало «пустовых ясаков», то писцам вменялось в обязанность «про те пус-товые ясаки... розыскивать, сколь давно те ясашные лю­ди померли, или куды бежали и пашенными землями и сенными покосы после них хто владеет, или те их па­шенные земли и сенные покосы лежат впусте».

Обнаружилось, что большинство самостоятельных дворовладельцев пользуется какой-то частью волостной земли и платит ясак «свои именем» или «именем» умер­ших родственников — отца, брата, дяди, т. е. по наслед­ственному праву. Вот одна из интересных выдержек   на

Оглавление