Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Например, еще в уржумских оброчных книгах 1605—1606 гг. «написано же Жеребцово полена оброке за черемисою, волости Чам за старостою за Янычкой Изимутовым с товарыщи за 29 человек, оброку написано 20 алтын». Спустя сорок лет при тяжбе с Це-почкинским монастырем было выяснено, что отказавший монастырю «по душе» Жеребцово поле «Петрушка Турецкой был новокрещен, верстан поместным окладом жить в Чамской волости, а владел Жеребцовым полем волости Чамские с черемисою вместе».
Монастырские старцы наступали на владения марийских крестьян всеми правдами и неправдами, чувствуя постоянную поддержку царской власти. В 1648 г. они жалуются на то. что им не хватает строевого леса на правой стороне р. Вятки, тогда как «на луговой стороне до Вятского уезду черного лесу верст по полтретья ста и болши, и в те де в черные леса для хоромного лесу и дров и лык не пущает черемиса, называют своим угодьем, неведомо почему, а им де за Вяткою рекою черные леса не даны, только им даны бортные ухожеи, а не черные леса». Царь Алексей Михайлович благосклонно отнесся к этой челобитной и «пожаловал» монахов, но с тою оговоркой, чтобы «бортных и делных дерев в том лесу отнюд рубить не велеть и бортных ухожеев не пус-тошить и зверя никакова и птицу не ловить», т. е. подтвердил как будто бы и права марийских волостных миров.
В 1630-х годах Цепочкинский монастырь претендует на рыбные ловли по р. Кильмези. На сей раз он столкнулся с интересами марийской общины деревни Кизеры. которые мотивировали свои права тем, что «истари владели деды и отцы их и они, Банка Изиморин с товарыщи, рыбными ловлями по Кильмезе реке с Кулминского устья... и до старые Килмеси» 165. В этом споре казна была поставлена перед необходимостью или «пожаловать» рыбными ловлями алчных монахов, но без всякой для себя пользы, или же оставить эти ловли за кизер-скими крестьянами с дополнительной выгодой для казны. Перевесило последнее: «те рыбные ловли Килмеские воды отдать из наддачи деревни Кизер черемисе Банке Изиморину с товарыщи всей деревни в повалной ясак (подч. нами. — К. К.), потому что те воды были их че-ремиские истари, и к тем водам прилегли их черемиские бортные угодьи и звериные и птичьи ловли и сенные покосы; а оброку старого и с новою наддачею имать по два рубли по тринадцати алтын по четыре деньги, хлеба осмина ржи, овса тожь, на год».
Свидетельства документов об общинных владениях и оброках марийских крестьян можно было бы значительно увеличить но они преимущественно касаются владений, лежащих в волостной или деревенской «окружной меже», — лесов, вод, сенокосов, бортных и промысловых угодий. О «волостных пашнях», т. е. владениях, находящихся также под юрисдикцией общины, упоминаний встречается гораздо меньше. Это, конечно, осложняет решение вопроса о внутриобщинных поземельных отношениях, которые вовсе не обязательно должны были проявляться в форме «свалки и навалки» участков и в фор-ме периодических переделов всей земли 10/.
О том, как земля распределялась внутри общины-волости, можно судить по материалам ясачной переписи 1678 г. по Галицкой дороге. При переписи жители этого округа «сказались все тое дороги старинные», платящие исстари различные подати в определенной пропорции, но писцов особенно интересовало, «с чево платят и своими ли имянами те подати платят, или дедов, и отцов, и иных сородичей своих и все ли они, ясашные люди, те подати ровно платят, или которые менши, и для чего менши, по жалованным ли прежних великий государей грамотам». Как известно, подати полагались со двора, пашни, сенных покосов и всяких иных угодий, а так как в прошлые годы обнаружилось немало «пустовых ясаков», то писцам вменялось в обязанность «про те пус-товые ясаки... розыскивать, сколь давно те ясашные люди померли, или куды бежали и пашенными землями и сенными покосы после них хто владеет, или те их пашенные земли и сенные покосы лежат впусте».
Обнаружилось, что большинство самостоятельных дворовладельцев пользуется какой-то частью волостной земли и платит ясак «свои именем» или «именем» умерших родственников — отца, брата, дяди, т. е. по наследственному праву. Вот одна из интересных выдержек на