Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

переписи душ написано против 722 г. переписи в тех же первых их деревных обще... а должно-де платить за них тем оставшимся крестьянам, кои прежними их деревенскими участками владеют».

Стоит ли удивляться, что введение подушной подати вызвало новую волну миграции марийцев из старожиль­ческих земель — из уездов Казанского, Царевококшай-ского и Уржумского — на башкирские земли Уфимского уезда67. Но не следует забывать и того, что преследова­ние беглых в это время стало более жестоким и органи­зованным, чем раньше. Официальный «Плакат» от 27 июня 1724 г. устанавливал для крестьян, уходивших по хозяйственной надобности не далее 30 верст от по­стоянного места жительства, обязательность «письмен­ного отпуска» от имени сельских властей; отходники, отправлявшиеся на заработки в другие уезды, сдавали такой документ земскому комиссару, который взамен выдавал «отпускное письмо», а с 1726 г.— печатный пас­порт68. В 1722—1727 гг. в Казанской губ. было проведе­но «свидетельство душ», которое имело целью уточнить показания первых ревизских сказок, причем местным властям и сельским старостам вменялось в строгую обя­занность объявлять    правительственным    ревизорам    о всех «вновь пришлых», о возвратившихся, беглых и других лицах податного состояния.

Приведем на этот счет несколько документальных свидетельств. Ревизские сказки по отдельным деревням и починкам, например Яранского уезда, пестрят такими записями: «Всего мужеска и женска полов восемьдесят семь, в том числе после переписи 704 года народилось двадцать девять, да прибылых того же Яранского уезду, которые во время той переписи были в разных местах в работе, а другие в бегах, а ныне пришли... в той волости семь человек». В том же духе даются сводные данные по целому уезду: «Всего мужска и женска полов четыре тысячи сорок пять человек; в том числе после переписи 704-го году народилось тысяча сто двадцать пять, да при-былных того же Яранского уезду, которые во время той переписи были в разных местах в работе, а другие в бегах, а ныне пришед и живут в разных деревнях и в починках четыреста семьдесят шесть человек».

Проведение первой ревизии по своим социально-эко­номическим последствиям выходило далеко за рамки обычного фискального учета податного населения. Оно означало наступление нового этапа в расширении и уп­рочении феодального порядка и одновременно вызывало некоторые изменения в собственно крестьянском хозяй­стве.

Повышение денежных платежей при резком огра­ничении свободы переселений толкало государственных крестьян к более интенсивной «внутренней» колонизации занятых земель, к поискам дополнительных доходов от местных «промыслов». Переход на подушный оклад не­зависимо от размера у крестьян наличных пахотных участков некоторым образом стимулировал расширение площади обрабатываемой земли, с которой можно было получить избыточный продукт с последующим обраще­нием его в товарные ценности. Общим явлением в Сред­нем Поволжье в первой четверти XVIII в. было то, что крестьяне не только распахивали прежние залежи и перелоги, но и разрабатывали новины в «негодных    к корабельному строению» лесах, хотя во многих районах это запрещалось петровскими указами.

В задачи нашего исследования не входит детальное рассмотрение всех тех (количественного порядка) изме­нений в экономическом положении марийских крестьян, которые накапливались в петровское и послепетровское время, да это практически и невозможно, так как в пер­вой половине XVIII в. казна не производила каких-либо переписей хозяйственного состояния государственных крестьян. Вторая перепись населения 1742—1747 гг. выявляла только количество ревизских душ, подлежа­щих подушному окладу. По этой ревизии в Казанской губ.

Оглавление