Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
в. И. Г. Георги кратко заметил, что марийцы «в деревнях же их, в коих бывает дворов до тридцати, имеют они подобно россиянам, миром (курсив наш.— К. К.) выбранных сотников, десятников и старост», т. е. этот автор не видел как будто бы разницы между русской и марийской крестьянской (в данном случае соседской) общиной. Но рукописное «Топографическое описание по Казанскому наместничеству» 1787 г. сочло необходимым подчеркнуть прочность родственных связей: «черемиса и чюва-ши поселения свои имеют в лесистых местах, хотя их деревни во многочисленных же дворах, но с отделениями по родствах их одного от другого».
Желаемую ясность в этот вопрос не внесла и литература XIX в. К примеру, Г. Перетяткович уверенно говорил о поволжской «ясашной общине» XVI—XVII вв., но при этом, с одной стороны, писал: «говорим решительно община потому, что и в нынешнее время в деревнях Казанского уезда чуваши живут семейнородовыми общинами, поселения которых нередко носят названия отцов семейства или «родоначальников, впервые тут поселившихся»143, но, с другой стороны, возвращаясь к материалам XVI—XVII вв., выделял чисто складничес-кую общину: «крестьянские общины в поселках состоят чаще всего из 3, 5, 10 человек, причем форма выражений нередко такая: «починок Матюшки Важенина с то-варыщи» 144. Исходя из этого, Г. Перетятковича, видимо, можно понять в том смысле, что при феодализме в Среднем Поволжье существовали как «семейнородственные», так и «складнические» (соседские) общины.
Формам общественного устройства марийцев уделяли внимание С. К- Кузнецов и П. М. Ерусланов, но рассматривали их преимущественно как сельские организации для свершения коллективных жертвоприношений. По С. К- Кузнецову, каждая такая организация есть приход нескольких деревень, кумыж (одночашники при религиозной трапезе) —«целый большой род, распадающийся на мелкие единицы — семьи (шамыч)». В свою очередь, о восточных марийцах П. М. Ерусланов писал: «Признаком общения между ними в настоящее время могут служить так называемые дины или меры (от русского слова «мир»). Этими словами обозначается союз нескольких деревень, а вместе с тем и «насылов» («родов».— К. К-), для общественных жертвоприношений (в середине июня). Существование родственной связи между деревнями, составляющими «дин» в прежних поколениях, сознается вполне ясно, что видно из преданий о расселении черемис по отдельным селениям. Так, в Чураевский «дин» входят деревни, основанные выходцами из Чураевой, в Камеевский — выходцы из Камеевой и проч...». Конечно, сельская религиозная организация может соответствовать соседской общине, но в данном случае имеются в виду своеобразные приходы для отправления семейно-родового культа, но отнюдь не «мирских» молений без различия родства любых степеней.
Среди дореволюционных исследователей, пожалуй, первым, кто обратил серьезное внимание на формы общинного землевладения и общественного устройства у марийцев, был проф. В. Ф. Залеский, который, пользуясь современным ему материалом, попытался применить ретроспективный подход к изучению прошлого марийской общины. Отправным пунктом его исследования был тот факт, что у марийцев и чувашей Казанской губ. вся удобная земля «находится исключительно а-общинном владении, особенностями которого являются преобладание сложных общинных форм и так называемые «переделы по согласию».