Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
XVII— XVIII вв.
Более того, ясашным марийцам категорически запрещалось продавать или иным способом переуступать кому-либо записанные за ними земли и угодья. Право наследования всегда предусматривало занятие за умершими родственниками земель только с переводом ясака с одного «имени» на другое (см. выше). Обращает на себя внимание и такая формула переписной книги 1678 г.: «А буде тех новокрещенов в прежних их дворех живут сродичи их некрещеные, и тех из дворов велено вывести и землею и их всякими угодь владеть им не велеть, а велеть жить своею братьею, кому где пристойно. А буде у которых новокрещенов прежних дворов, и ясашных, и тяглых земель, и всяких угодьев нет, и тем новокрещеном велено отвести вновь под дворы и на пашню земли и всяких угодьев против их брат».
Все это никак не напоминает севернорусского «пе-чищного» землевладения при свойственной ему некогда, по М. О. Косвену, «замечательной устойчивости коллективного владения землей вместе с устойчивостью самой патронимии и ее уклада», при последующем длительном сохранении обычая общего согласия всей патронимии на продажу земельной доли любым ее членом, а также права «родового выкупа» доли, проданной постороннему лицу.
Патронимические отношения в Марийском крае выражались в ином, и прежде всего в поселениях родственными «концами», кварталами или отдельными око-лодками. По преданиям «прежде черемисы строили дома группами: позднейшие поколения располагались вокруг своих родоначальников, без всякого порядка, лишь бы им быть около своих». В середине XIX в. в Козьмодемьянской уезде «черемисские семьи, размещенные по разным углам околодка, деревни, часто состоят из ближайших между собой родственников. Случается иногда так, что в каком-нибудь небольшом околодке все крестьяне составляют одну родственную семью, и весьма вероятно, что в давнее время жители какой-нибудь Шу-дурмары выселялись отдельно на пустопорожние места; семьи их с течением времени увеличивались, разветвлялись... и составляли впоследствие новые селения и око-лодки»203. Действительно, по данным «Экономических примечаний» к Генеральному межеванию, из дер. Шу-дермары Большой Емелевой тож вышли околодки с «фамильными» (ономастическими) названиями — Алексеев, Борисов, Содуков, Петров, Изыков, Митрев, Пин-диков с количеством дворов от одного десятка до двух в каждом, причем в самой Шудермаре осталось только 10 дворов, а всего учитываемого тогда населения в этом кусте было 400 душ обоего пола204. Среди них многие, конечно, состояли в ближнем и дальнем родстве по отдельным группам.
Для таких патронимического характера группировок было свойственно родственное самосознание и тяготение, выражавшееся в различной форме, вплоть до эпизодически практикуемой хозяйственной взаимопомощи, но только не в «долевом» землевладении или в совместном хозяйстве. На этот счет источники XIX в. не оставляют никаких сомнений: например, «случаи завладения пашенной и сенокосной землею встречаются у черемис довольно часто. Завладение бывает или между различными селениями или между разными семействами одного и того же селения, или, наконец, между членами одной семьи, ведущими полевое хозяйство отдельно».
Но как же быть с родственными объединениями типа урмат, насыл, и т. д., на которые ссылается М. О. Косвен? Видимо, прежде всего следует правильно их обрисовывать на основании материалов, сообщенных в свое время П. Еруслановым207. Оказывается, любая неразде-лившаяся семейная ячейка восточных марийцев называлась кудо,