Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

XVIIXVIII вв.

Более того, ясашным марийцам категорически запре­щалось продавать или иным способом переуступать ко­му-либо записанные за ними земли и угодья. Право на­следования всегда предусматривало занятие за умерши­ми родственниками земель только с переводом ясака с одного «имени» на другое (см. выше). Обращает на себя внимание и такая формула переписной книги 1678 г.: «А буде тех новокрещенов в прежних их дворех живут сродичи их некрещеные, и тех из дворов велено вывести и землею и их всякими угодь владеть им не велеть, а велеть жить своею братьею, кому где пристойно. А буде у которых новокрещенов прежних дворов, и ясашных, и тяглых земель, и всяких угодьев нет, и тем новокреще­ном велено отвести вновь под дворы и на пашню земли и всяких угодьев против их брат».

Все это никак не напоминает севернорусского «пе-чищного» землевладения при свойственной ему некогда, по М. О. Косвену, «замечательной устойчивости коллек­тивного владения землей вместе с устойчивостью самой патронимии и ее уклада», при последующем длитель­ном сохранении обычая общего согласия всей патрони­мии на продажу земельной доли любым ее членом, а также права «родового выкупа» доли, проданной посто­роннему лицу.

Патронимические отношения в Марийском крае вы­ражались в ином, и прежде всего в поселениях родст­венными «концами», кварталами или отдельными око-лодками. По преданиям «прежде черемисы строили до­ма группами: позднейшие поколения располагались вок­руг своих родоначальников, без всякого порядка, лишь бы им быть около своих». В середине XIX в. в Козь­модемьянской уезде «черемисские семьи, размещенные по разным углам околодка, деревни, часто состоят из ближайших между собой родственников. Случается иног­да так, что в каком-нибудь небольшом околодке все крестьяне составляют одну родственную семью, и весьма вероятно, что в давнее время жители какой-нибудь Шу-дурмары выселялись отдельно на пустопорожние места; семьи их с течением времени увеличивались, разветвля­лись... и составляли впоследствие новые селения и око-лодки»203. Действительно, по данным    «Экономических примечаний» к Генеральному межеванию, из дер. Шу-дермары Большой Емелевой тож вышли околодки с «фамильными» (ономастическими) названиями — Алек­сеев, Борисов, Содуков, Петров, Изыков, Митрев, Пин-диков с количеством дворов от одного десятка до двух в каждом, причем в самой Шудермаре осталось только 10 дворов, а всего учитываемого тогда населения в этом кусте было 400 душ обоего пола204. Среди них многие, конечно, состояли в ближнем и дальнем родстве по отдельным группам.

Для таких патронимического характера группировок было свойственно родственное самосознание и тяготение, выражавшееся в различной форме, вплоть до эпизоди­чески практикуемой хозяйственной взаимопомощи, но только не в «долевом» землевладении или в совместном хозяйстве. На этот счет источники XIX в. не оставляют никаких сомнений: например, «случаи завладения пашен­ной и сенокосной землею встречаются у черемис до­вольно часто. Завладение бывает или между различны­ми селениями или между разными семействами одного и того же селения, или, наконец, между членами одной семьи, ведущими полевое хозяйство отдельно».

Но как же быть с родственными объединениями ти­па урмат, насыл, и т. д., на которые ссылается М. О. Кос­вен? Видимо, прежде всего следует правильно их обри­совывать на основании материалов, сообщенных в свое время П. Еруслановым207. Оказывается, любая неразде-лившаяся семейная ячейка восточных марийцев называ­лась кудо,

Оглавление