Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
чтоб имел быть способен к платежу подушных денег, но и от мира милостынею кормиться не может, и которые неимущие и умершие души располагая по себе, и платим подушные деньги за них також бездоимочно».
Сельскому миру приходилось платить и за написанные по прежним окладам «пустовые» (прекратившие действие) мельницы, и за давно заброшенные, занесенные песком покосы, и давать многочисленные подводы с проводниками для провоза должностных лиц по большим дорогам.
Как бы ни был тягостен прежний ясак, подушное обложение превосходило его по всем статьям. Кунгурские марийцы, положенные в «подушные деньги» только с 1743 г., обратились в Екатерининскую комиссию с просьбой «по неимению к доволному хлебопашеству земель, от платежа подушных денег, по прежним узаконениям, уволить. А положить бы ясашный оброк и смежным с нами русским крестьянам и заводчикам, в дачах наших, с которых мы кунный ясак платили и впредь платить бездоимочно будем, обидить нас запретить и всеконеч-ного разорения не допускать».
Объективный смысл социального протеста, хотя бы и выраженного в наивно просительной форме, не был доступен пониманию забытого, задавленного нуждой марийского крестьянства. Но все-таки и оно практически осознавало, что скорее надо надеяться на собственную мирскую сплоченность и приспособляемость к изменяющимся экономическим условиям, нежели надеяться на сколько-нибудь серьезное изменение заведенного феодального порядка властями придержащими. Марийские крестьяне отстаивали свою независимость от подчинения крепостникам-частновладельцам: «Нас, ясашных черемис, дворянам и под заводы или из наших братьев, по случаю ея императорскому величеству их в услугах награждения рангами, в крестьянство не отдавать», т. е. объективно они выступали против расширения крепостнических отношений. Они же, заботясь о более праведном разборе гражданских дел «в долгах, в ссорах и драках», настаивали на том, чтобы мирским людям «судиться промеж собою по своему закону (обычному праву.— К- К-) словесным судом; для того, определить в каждой сотни, по выбору мирских людей, по одному достойному и закона умеющему сотнику». Это был протест против феодального судопроизводства.
В обеспечение возросших экономических потребностей марийские крестьяне требовали свободы передвижения— выдачи «пашпортов в разные губернии и в башкирские жительства беззапретно», свободы найма ново-крещенов в хозяйства некрещеных иноверцев, а также и на заводы при условии, что оставшиеся односельчане не будут нести за дальних отходчиков подушный оклад по мирской раскладке. И хотя в собственных наказах марийских крестьян почему-то ни слова не сказано о желательности свободы торгово-промышленной деятельности, это как бы разумеется само собой, ибо марийцы постоянно нуждались в деньгах на выплату податей (а зачастую и покупку недостающего хлеба), а их соседи, например такие же некрещеные вотяки Арской дороги, в своем наказе выражали недовольство тем, что им «ныне по указам запрещено всякими товарами торговать, а особливо везде купечество не допущает».
Одним словом, столь обильно цитируемые нами наказы, несмотря на то, что они носят характер обычных крестьянских челобитных, представляют собой ценные документы, дающие возможность характеризовать непосредственное отношение трудовых масс к своему экономическому, социальному и правовому положению. Крестьянские пожелания — увеличить общинное землевладение, уменьшить налоговое бремя, расширить свободу передвижений и торгово-промышленной деятельности — выражали прогрессивные тенденции. Их осуществление привело бы к ослаблению крепостничества, росту производства и оживлению хозяйственных связей в большей мере, чем это имело место в тогдашней России. Дворянское правительство во главе с Екатериной II