Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
. И все-таки, видимо, экономическое положение уфимских марийцев было несколько легче, чем в Казанской губ., где и земли было меньше, причем худшего качества, и аппарат фискального гнета был гораздо сильнее.
Марийцы, поселившиеся в XVII—XVIII вв. в Закамье, сложились в особую восточно-марийскую этнографическую группу по культуре, быту и диалектным особенностям (в частности, вследствие сильного влияния иноязычного— татарского и прочего окружения), несколько уклонившуюся от луговых марийцев, из среды которых они некогда вышли. Эти их отличия обнаружились уже в первой половине XVIII в., что по счастливому случаю (ответ на известную анкету В. Н. Татищева) было зафиксировано документально.
Советскими историками давно доказано, что определение ясашных марийцев в разряд государственных крестьян в первой четверти XVIII в. означало не только их сословное и юридическое уравнение с русскими землепашцами, зависимыми непосредственно от государства, но и дальнейшее усиление тяготевших над ними крепостнических, по существу личностных отношений и налогового бремени. Новый этап означенного процесса начался с генеральной переписи населения и введения подушной подати.
В Казанской губ., куда входила большая часть Марийского края, последние подворные переписи производились в 1710 и 1715—1717 гг. Основной их задачей было внесение в переписные книги имен владельцев отдельных дворов, положенных в ясак, независимо от размеров их хозяйства. По переписи 1710 г. оказалось учтенным по «городам с уездами» всего ясаков: по Казани с пригородами—16 472, по Уржуму—-846, по Ца-ревококшайску—1031, по Яранску — 629, по Царевосан-чурску — 626, по Козьмодемьянску — 227955. Эти ясаки были вычислены с гораздо большего «наличного дворового числа» и, конечно, нисколько не соответствовали численности взрослого мужского населения. Более того, из особого доношения 1715 г. правительство узнало, что «ясашников де и крестьян после переписи 710 г. учинилось впусте в Казанской губернии 19 924 двора». Причины такого катастрофического запустения были разными — социальными и стихийными (моровое поветрие, неурожай), но отмечалась и «пустота неправдивая» — в виде утайки «дворов живущих». В связи с этим в 1716 г. в Казанской губ. началась ландратская перепись, которая имела целью более точный учет не только русских крестьян и бобылей, но также «нехристианских народов, служащих и неслужащих татар, чувашу, черемису, мордву и прочих и крестьян их дворы и во дворех их людей». Перепись проходила медленно и с малым эффектом.
Тем временем подоспел правительственный указ от 18 ноября 1718 г. о переходе от подворового поземельного обложения к подушной подати, что сразу потребовало новой, более строгой в смысле выявления податного населения всеобщей переписи. Здесь нелишне привести слова петровского указа, предупреждавшего сельские власти, которые подавали ревизские сказки от каждой волости или деревни: «буде.кто из них в душах утаит, и за то бы чинить им жестокое наказание, бить их кнутом нещадно, да сверх того за всякую утаенную душу взять лучшего человека в солдаты не в зачет положенных с них рекрут». Позднее уточнялось, что сведения о количестве душ мужского пола должны быть исчерпывающими по каждой отдельной семье «порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».
В Марийском крае эта перепись имела особый фискальный интерес, так как вследствие вспышки чумы и побегов крестьян в 1717 г.