Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Действительно, в Марийском крае повсеместно господствовала именно такая система. «На Тойме речке чистые земли на пятдесят десятин в поле, а в дву потому ж, а дубров и зарослей, и гарей и лесу на пять верст» 12Э. Или: «в деревне Вошторме Кукморе семнадцать дворов, а у той деревни по смете пашни паханые по двадцати по пяти четей в поле, а в дву потому ж; деревня Малая Ошторма Кукмора Чювашская, а в ней четыре двора, а у той деревни по смете пашни паханые по десяти чети в поле, а в дву потому ж, да перелогу и зарослей у обоих деревень до Оштормы речки по смете в длину на осм верст, а поперег на пять верст» 130. Или: у деревни Бертюш «пашни паханые по двадцати по пяти четей в поле, а в дву потому ж, да перелогу пятнадцать десятин, да дубров пашенных по двадцати чети в поле, а в дву потому ж».
Спрашивается, какую же роль при этом играла трехпольная система, да и была ли она вообще? Наличие у марийцев ярового и озимого клина указывает на издавна существующий плодосмен, который в местных условиях обязательно должен был сопровождаться паром. Поэтому вряд ли следует сомневаться в том, что регистрируемый писцами перелог — это выпаханные поля парового трехполья. Но, как известно, чистый трехпольный севооборот неизбежно приводил к нарушению структуры почвы и полному ее истощению за сравнительно короткое время. Восстановить плодородие почвы можно было только за счет систематического внесения удобрений, но ничто не свидетельствует о широком применении марийцами навозного удобрения на всей площади запашки. Скорее наоборот: удобрялись только ближайшие и наиболее ценные участки поля. Даже в конце XIX в., когда земельные наделы марийских крестьян не могли особенно расширяться за счет сведения леса, поля «удобряются только близ селений и околодков на ½ версты, а иногда и более; на ближайших полосах удобрение возвращается через 3 года, на дальних же — через 6—9 лет. Неудобряемые земли расположены среди мешанного леса на ровном месте. Крестьяне... ведут на удобряемых полях трехпольное хозяйство, засевая озимое поле рожью, а яровое полбою; на неудобряемых полях они ведут переложное хозяйство, оставляя паровое поле после посева ржи и овса на 3 года под залежью».
Двумя столетиями раньше марийский земледелец основную надежду в получении урожая возлагал на естественное плодородие «новоросчистных земель», которые он эксплуатировал примитивно до полного истощения. Еще Г. Перетяткович заметил в Волго-Камье уменьшение производительности земель в XVII в. по сравнению с предшествующим столетием. По его словам, «к концу первой четверти XVII в. производительность земель в некоторых местах Казанского уезда уменьшалась, потому что их достоинство прямо определяется наименованием «земля середняя», между тем как в XVI столетии иные из этих земель обозначались «добрыми»; в одном даже месте на р. Вятке внутреннее достоинство земли определено таким образом: «земля худая». Отсюда мы можем вывести, что земли в Казанском уезде местами в продолжение известного времени успели уже истощиться, или, как в то время выражались, «выпахаться».
Но означает ли это, что выпаханные таким образом земли вообще забрасывались, а земледельцы каждый раз переходили к новым девственным участкам, освобождая их из-под леса? Конечно, имело место и такое явление, особенно когда марийские крестьяне основывали новые починки и «черный лес розчищали и пашенную землю они, крестьяне, розпахивали»136, но оставление навсегда ранее использованных участков все же не было правилом. Истощенные земли пускались под перелог для естественного восстановления плодородия почвы, затем вновь расчищались и пускались в тот же трехпольный оборот. Иначе говоря, поволжские «перелоги» являлись необходимым средством поддержания режима трехпольной системы.
В источниках XVII