Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
в. пестрят формулами: «пашни новоросчистные земли», «пашни и лесной росчисти» или просто «пашни и росчисти». Далее Г. Перетяткович делает наблюдение, что в хозяйстве нерусского населения сенокосные участки преобладают над пашней «в столь резкой форме, в какой почти не встречаются в поселениях русских людей». Отсюда следует несколько неожиданное заключение: «Вероятно, инородцы в Казанском уезде... скотоводством занимались с большей охотой, чем земледелием».
Отдавая должное Г. Перетятковичу в достаточно полном описании системы земледелия, нельзя с ним полностью согласиться при оценке соотношения земледелия и скотоводства у населения лесной полосы Поволжья. То, что сенокосы по площади преобладали здесь над пашней, еще ничего не доказывает, так как для данного района естественной нормой соотношения пашни и сенокоса было: в максимальном выражении—на единицу пашни — три единицы луга; в минимальном выражении — один к одному122. Действительно, в хозяйстве чувашей и татар животноводству придавалось более важное значение и содержалось большее количество скота, чем у русских крестьян местного края. По материалам сыскных дел второй половины XVII в., у русских крестьян, оседавших в Среднем Поволжье, на каждое хозяйство приходилось скота: одна-две лошади, столько же или несколько более коров, некоторое количество овец, свиней, изредка коз, домашней птицы 124. Примерно столько же скота держали марийцы.
У нас есть все основания считать марийцев типичными и давними земледельцами средней лесной полосы, для которых животноводство было важным подспорьем, дающим главным образом тягловую силу и удобрение для полеводства, сырье для домашней промышленности и лишь отчасти съестные припасы. Хорошо известен состав возделываемых марийскими земледельцами культур: преимущественно это рожь, овес, ячмень, но также пшеница, полба, горох, просо, гречиха, конопля, лен, хмель. Обычными были огородные культуры: капуста, репа, редька, свекла, морковь, огурцы, с конца XVIII в. стал постепенно внедряться картофель. Заслуживает упоминания садоводство. Особое место занимало бортное и пасечное пчеловодство.
Большой интерес представляет вопрос о системе (или системах) земледелия, практикуемых марийцами з XVII—XVIII вв. Здесь сталкиваются два мнения, причем сторонники первого настаивают на значительном удельном весе подсечно-огневой и переложной системы, а их оппоненты подчеркивают ведущую роль трехпольной паро-плодосменной системы, хотя бы уже потому, что марийская пашня, как и русская, чувашская и т. д., писцами учитывалась в трех полях.
Прежде чем определять свое отношение к этим мнениям, посмотрим, что показывают документы XVII в. Наведываясь в марийские волости с фискальным дозором, писцы обычно «дозирали и смечали подлинно по урочищам, сколько в которой деревне дворов, и сколко в которой деревне пашни пахотные и перелогу, и зарослей, и лесов пашенных и не пашенных, и бортных угодь-ев и бобровых гонов, и рыбных ловель и иных каких угодий». При этом писцы руководствовались определенным принципом исчисления пашенных земель, записывая в книги размеры только одного поля, но имея в виду, что указанную площадь необходимо помножить на три, ибо земли фактически было столько-то четей в одном поле, а «в дву потому ж». Что это означает, разъясняется так: «А в дву полях пашня и перелог и что лесом поросло по пашни писати... А в котором поле будет пашни и перелогу и поросли по пашни лишек, и писцом тот лишек пашни и перелогу прикладывать к меньшому полю и изверстать... по пашне поровну». В этих правилах явно чувствуется стремление приспособить способ простейшего измерения «чистого» трехполья к системе полеводства, которая наряду с пашней всегда знала и перелог и поросли по пашне.