Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
этот счет: «И тое волости черимиса сотник Пектыбайко Тоскубаев с товарыщи сказал: «Яндычко де Янбаев с товарыщи з женами и з детьми померли в моровое поветрие, а после их пашенными землями и сенными поко-сы владеют родственники их: после Яндычка Янбаева половиною владеет их волости Ивашка Борисов и платит с тое земли пол-ясака; а другая половина пашенных земель и сенных покосов лежит впусте. После Аскачай-ка Аскарина владеют внук ево Пойдеришко Пайгишев да племянник Яндушко Яндушев и платят по полу-ясаку. После Акелька Ивачева владеют внучата ево... После Кубечка Аккозина владеет брат ево Асбулатко Аке-зин... А после де Асенишка Аккозина пашенная земля и сенные покосы лежат впусте, нихто не владеет».
Иными словами, в случае смерти бывшего владельца предполагалось, что пустующую его землю займет какой-либо родственник, но если таковой не обнаруживался или не желал принимать на себя дополнительную часть ясака, то земля оставалась впусте или переходила к соседям. Например, Ивашка Борисов платит за себя пол-ясака, «да черемисина Козембайковым именем Пи-бахтина пол же ясака, а Козебайко де умер тому четвертый год»; Досайка Латуганов «платит пол-ясака, да Тоспулатковым имянем Янахтаева пол же ясака. Да с сенных покосов, что у Волги реки против Свияжска, оброку и пошлин семь алтын. А Тоспулатко де умер тому четвертый год».
Нередкими были случаи, когда какой-либо родственник беднел и часть ясака с него перелагалась на ближайшего родственника, ранее в ясак не поверстанного: так, в волости Пинжан Кукмора «сысканы безъясашные черемиса, живут своими дворами, сказались тое волости старинные и им велено платить ясаки. Двор Чоразличка Иванаева, велено ему платить пол-ясака, что збавлено для бедности з брата ево с Пектыбайка Иванаева. Двор Иштыбайка Килдеярова, велено ему платить пол-ясака, что збавлена з брата ево с Акмолки Килдеярова. Двор Ахпулатка Тансарина, велено ему платить пол-ясака, что збавлена з брата ево с Кутячка Тансарина».
При обилии свободной земли община-волость в целом, видимо, не препятствовала своим членам в свободной заимке облюбованных участков, но надзирала за тем, чтобы податная раскладка была более или менее равномерной, «смотря по их житьям, и по угодьям», т. е. по фактическому материальному состоянию. Переписная книга 1678 г. прямо указывает: «И которые ясашные люди чюваша и черемиса объявились пожи-точные, и на тех пожиточных людей сверх прежнего их ясаку и на безъясашных людей вновь ясаки он, Дмитрей, накладывал, а з бедных людей ясаки збавливал и те збавочные ясаки накладывал на ясашных же и на безъясашных людей», при этом «против переписной книги Петра Белавина ясашные люди про пустовые асаки сказали», не желая нести за них коллективные податные обязательства.
Существовала и еще одна, важная для казны статья дохода: «тюменьский оброк» медом с бортных ухожаев. Некоторые эти угодья находились в индивидуальной собственности на правах «вотчины», т. е. наследственного держания. Но были и коллективные (складнические) владения: «Волости Пинжан Кукморы на сотнике Козач-ке Пибахтине с товарыщи с вотчины оброку за шесть батман меду четыре рубли двадцать четыре алтына три деньги, пошлин семь алтын полшесты деньги. Да тое же волости другова усаду на сотнике на Пектубайке Тан-сыбаева с товарыщи за пять батман четыре рубли четыре алтына полчетверты деньги. Да на Пердышке Паникее-ва с товарыщи за четь батмана шесть алтын полшесты деньги... И тое волости сотник Пектыбайко Тансыбаев с товарыщи сказали, тое де оброчные деньги платят они, черемиса, всею волостию, а вотчиною владеют около своей волости да подле Волги реки».
В переписной книге 1678 г. встречаются интересные свидетельства о «выходе из волости», т. е. из старой общины, больших или меньших групп крестьян.