Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

этот счет: «И тое волости черимиса сотник Пектыбайко Тоскубаев с товарыщи сказал: «Яндычко де Янбаев с товарыщи з женами и з детьми померли в моровое по­ветрие, а после их пашенными землями и сенными поко-сы владеют родственники их: после Яндычка Янбаева половиною владеет их волости Ивашка Борисов и пла­тит с тое земли пол-ясака; а другая половина пашенных земель и сенных покосов лежит впусте. После Аскачай-ка Аскарина владеют внук ево Пойдеришко Пайгишев да племянник Яндушко Яндушев и платят по полу-яса­ку. После Акелька Ивачева владеют внучата ево... Пос­ле Кубечка Аккозина владеет брат ево Асбулатко Аке-зин... А после де Асенишка Аккозина пашенная земля и сенные покосы лежат впусте, нихто не владеет».

Иными словами, в случае смерти бывшего владельца предполагалось, что пустующую его землю займет ка­кой-либо родственник, но если таковой не обнаруживал­ся или не желал принимать на себя дополнительную часть ясака, то земля оставалась впусте или переходила к соседям. Например, Ивашка Борисов платит за себя пол-ясака, «да черемисина Козембайковым именем Пи-бахтина пол же ясака, а Козебайко де умер тому четвер­тый год»; Досайка Латуганов «платит пол-ясака, да Тоспулатковым имянем Янахтаева пол же ясака. Да с сенных покосов, что у Волги реки против Свияжска, об­року и пошлин семь алтын. А Тоспулатко де умер тому четвертый год».

Нередкими были случаи, когда какой-либо родствен­ник беднел и часть ясака с него перелагалась на бли­жайшего родственника, ранее в ясак не поверстанного: так, в волости Пинжан Кукмора «сысканы безъясашные черемиса, живут своими дворами, сказались тое волости старинные и им велено платить ясаки. Двор Чоразличка Иванаева, велено ему платить пол-ясака, что збавлено для бедности з брата ево с Пектыбайка Иванаева. Двор Иштыбайка Килдеярова, велено ему платить пол-ясака, что збавлена з брата ево с Акмолки Килдеярова. Двор Ахпулатка Тансарина, велено ему платить пол-ясака, что збавлена з брата ево с Кутячка Тансарина».

При обилии свободной земли община-волость в це­лом, видимо, не препятствовала своим членам в свобод­ной заимке облюбованных участков, но надзирала за тем, чтобы податная раскладка была более или менее равномерной, «смотря по их житьям, и по угодьям», т. е. по фактическому материальному состоянию. Переписная книга 1678 г. прямо указывает: «И которые ясашные люди чюваша и черемиса объявились пожи-точные, и на тех пожиточных людей сверх прежнего их ясаку и на безъясашных людей вновь ясаки он, Дмитрей, накладывал, а з бедных людей ясаки збавливал и те збавочные ясаки накладывал на ясашных же и на безъ­ясашных людей», при этом «против переписной книги Петра Белавина ясашные люди про пустовые асаки ска­зали», не желая нести за них коллективные податные обязательства.

Существовала и еще одна, важная для казны статья дохода: «тюменьский оброк» медом с бортных ухожаев. Некоторые эти угодья находились в индивидуальной соб­ственности на правах «вотчины», т. е. наследственного держания. Но были и коллективные (складнические) владения: «Волости Пинжан Кукморы на сотнике Козач-ке Пибахтине с товарыщи с вотчины оброку за шесть батман меду четыре рубли двадцать четыре алтына три деньги, пошлин семь алтын полшесты деньги. Да тое же волости другова усаду на сотнике на Пектубайке Тан-сыбаева с товарыщи за пять батман четыре рубли четыре алтына полчетверты деньги. Да на Пердышке Паникее-ва с товарыщи за четь батмана шесть алтын полшесты деньги... И тое волости сотник Пектыбайко Тансыбаев с товарыщи сказали, тое де оброчные деньги платят они, черемиса, всею волостию, а вотчиною владеют около своей волости да подле Волги реки».

В переписной книге 1678 г. встречаются интересные свидетельства о «выходе из волости», т. е. из старой об­щины, больших или меньших групп крестьян.

Оглавление