Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
В начале XVII в., особенно после крестьянских выступлений 1606—1610 гг., в Марийском крае, как и во многих других районах России, обнаружилась слабость фискально-полицейского аппарата феодальной власти. Среди населения Луговой и Горной стороны, даже потерпевшего поражение в открытых антифеодальных выступлениях, в 161.5 г. в связи с известием о начале сбора запросных денег, происходило глухое брожение, которое отразилось в такой, идущей от волости к волости молве: «по ся места мы заодно не стояли за себя, а ныне де дождались на себя сверх ясаков лишних наметов... и мы де розбежимся по лесом или, собрався, станем за собя и денег не дадим, а русским де людем ныне и самим до себя».
И действительно, разоренная «смутой» Россия переживала тогда трудное время. Фискальная политика царизма была направлена на восстановление источников средств, необходимых для содержания государственного аппарата и многочисленного феодального войска. По сравнению с концом XVI в. правительство Михаила Романова удвоило тяжесть налогов. Расстройство фискальной системы и хозяйственное разорение вынудили правительство к составлению новых писцовых описаний государства и некоторых технических изменений в системе сошного письма .
В 1619 г. по городам была разослана окружная грамота: «...мы приговорили во все городы, которые не были в разоренье, послать писцов»; а которые «городы были от московских людей или от черкас в разоренье и в те городы послать дозорщиков добрых», чтобы сделаны были описи «в правду». В разоренье оказались и некоторые районы Казанского уезда: по данным 1617 г., многие «крестьянские дворы пустые от татарского разорения». Поэтому сюда были направлены не обычные писцы, а специальные дозорщики. Сохранилась дозорная книга пустотных и поросших земель по дорогам Арской, Алатской и Галицкой 1619 г., отметившая запустение немалого числа дворов и пашен марийских крестьян. Переписи по Царевококшайскому, Царевосанчурскому, Козьмодемьянскому уездам производились и в 1646— 1651 гг. Эти книги долгое время служили основанием для сбора налогов с крестьянских дворов и угодий.
Отмеченные правительственные мероприятия первой половины XVII в. преследовали цель устранить вопиющее расхождение между тяжестью государственных налогов и платежеспособностью разоренного населения и восстановить аппарат, при помощи которого можно было наиболее эффективно осуществлять эксплуатацию ясачного населения в пользу феодального государства. Урегулирование податной системы было очень важно для укрепления феодального базиса в Марийском Поволжье, ибо, говоря словами К-Маркса, «...эти регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола».
Коренной вопрос внутренней политики царского правительства — усиление закрепощения крестьян и подавление их сопротивления — находился в тесной связи с политикой правительства по расширению и укреплению феодальной собственности на землю. Ярчайшее выражение этой эксплуататорской политики мы находим в Соборном Уложении 1649 г., многие положения которого не только общим духом, но и буквой закона непосредственно касались Марийского края.
К этому времени в Марийском Поволжье окончательно оформились три категории зависимого сельского населения: «ясашные люди» (их было подавляющее большинство), дворцовые и поместные крестьяне (те и другие преимущественно русские). В 1638 г. в дворцовых волостях насчитывалось в Козьмодемьянской уезде крестьянских и бобыльских «обоего 174 двора, людей в них 251 человек», в Царевосанчурском уезде — 230 дворов, в Яранском — 80 крестьянских дворов. Под Царевокок-шайском также существовала «государева дворцовая волость», в которой в 1638 г. было 83 крестьянских двора, а в 1646 г. уже 188 крестьянских и бобыльских дворов. Прибыль в населении происходила главным образом за счет пришлых русских людей. Здешние земли правительство рассматривало в качестве фонда для поместных пожалований «за государеву службу» и для раздачи монастырям. По подсчету Г. Н. Айплатова, к середине XVII