Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

В начале XVII в., особенно после крестьянских выступ­лений 1606—1610 гг., в Марийском крае, как и во мно­гих других районах России, обнаружилась слабость фискально-полицейского аппарата феодальной власти. Среди населения Луговой и Горной стороны, даже по­терпевшего поражение в открытых антифеодальных вы­ступлениях, в 161.5 г. в связи с известием о начале сбо­ра запросных денег, происходило глухое брожение, ко­торое отразилось в такой, идущей от волости к волости молве: «по ся места мы заодно не стояли за себя, а ныне де дождались на себя сверх ясаков лишних наметов... и мы де розбежимся по лесом или, собрався, станем за собя и денег не дадим, а русским де людем ныне и са­мим до себя».

И действительно, разоренная «смутой» Россия пере­живала тогда трудное время. Фискальная политика ца­ризма была направлена на восстановление источников средств, необходимых для содержания государственного аппарата и многочисленного феодального войска. По сравнению с концом XVI в. правительство Михаила Ро­манова удвоило тяжесть налогов. Расстройство фис­кальной системы и хозяйственное разорение вынудили правительство к составлению новых писцовых описаний государства и некоторых технических изменений в си­стеме сошного письма .

В 1619 г. по городам была разослана окружная гра­мота: «...мы приговорили во все городы, которые не бы­ли в разоренье, послать писцов»; а которые «городы бы­ли от московских людей или от черкас в разоренье и в те городы послать дозорщиков добрых», чтобы сделаны были описи «в правду». В разоренье оказались и не­которые районы Казанского уезда: по данным 1617 г., многие «крестьянские дворы пустые от татарского разо­рения». Поэтому сюда были направлены не обычные писцы, а специальные дозорщики. Сохранилась дозорная книга пустотных и поросших земель по дорогам Арской, Алатской и Галицкой 1619 г., отметившая запустение немалого числа дворов и пашен марийских крестьян. Переписи по Царевококшайскому, Царевосанчурскому, Козьмодемьянскому уездам производились и в 1646— 1651 гг. Эти книги долгое время служили основанием для сбора налогов с крестьянских дворов и угодий.

Отмеченные правительственные мероприятия первой половины XVII в. преследовали цель устранить вопию­щее расхождение между тяжестью государственных на­логов и платежеспособностью разоренного населения и восстановить аппарат, при помощи которого можно бы­ло наиболее эффективно осуществлять эксплуатацию ясачного населения в пользу феодального государства. Урегулирование податной системы было очень важно для укрепления феодального базиса в Марийском По­волжье, ибо, говоря словами К-Маркса, «...эти регуляр­ность и порядок сами суть необходимый момент всяко­го способа производства, коль скоро он должен приоб­рести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола».

Коренной вопрос внутренней политики царского пра­вительства — усиление закрепощения крестьян и подав­ление их сопротивления — находился в тесной связи с политикой правительства по расширению и укреплению феодальной собственности на землю. Ярчайшее выражение этой эксплуататорской политики мы находим в Со­борном Уложении 1649 г., многие положения которого не только общим духом, но и буквой закона непосредст­венно касались Марийского края.

К этому времени в Марийском Поволжье окончатель­но оформились три категории зависимого сельского на­селения: «ясашные люди» (их было подавляющее боль­шинство), дворцовые и поместные крестьяне (те и дру­гие преимущественно русские). В 1638 г. в дворцовых волостях насчитывалось в Козьмодемьянской уезде кре­стьянских и бобыльских «обоего 174 двора, людей в них 251 человек», в Царевосанчурском уезде — 230 дворов, в Яранском — 80 крестьянских дворов. Под Царевокок-шайском также существовала «государева дворцовая во­лость», в которой в 1638 г. было 83 крестьянских двора, а в 1646 г. уже 188 крестьянских и бобыльских дворов. Прибыль в населении происходила главным образом за счет пришлых русских людей. Здешние земли прави­тельство рассматривало в качестве фонда для помест­ных пожалований «за государеву службу» и для раздачи монастырям. По подсчету Г. Н. Айплатова, к середине XVII

Оглавление