Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
что означает «двор, усадьба». Делясь на дочерние единицы, прежняя большая семья нередко продолжала жить на одном, месте, на одном «усаде» (на котором теперь стояло несколько самостоятельных дворов), составляя родственную группу — урмат, в понятийном отношении равнозначную уро, куто, тушка, ка-шак — букв, «стадо, толпа, куча», т. е. «фамилия». В таком смысле это действительно могла быть простейшая патронимия, главным признаком которой, по П. Ерусланову, было осознание единства происхождения, а отсюда и близкая, прочная связь нескольких разветвившихся поколений. Далее, урматы сами дробились и расселялись. Опять же, по П. Ерусланову, «такой разросшийся род, союз поколений, как близких, так и отдаленных, обозначался словом насыл. В связи с делением черемис на насылы находится почитание родовой святыни — «кереметя». Каждый род имеет своего кере-метя; в селениях, происшедших от одного предка или родоначальников-родственников, родовой кереметь один, который слывет покровителем для членов рода». Впрочем, здесь была возможна и своеобразная культовая адаптация: «в селениях, в состав которых входят чуждые друг другу роды, общим кереметем-покровителем служит кереметь первых по времени поселившихся». Таким образом, начиная со ступени насыла в иерархии родственных союзов марийцев все более слабыми и призрачными становились непосредственные связи родичей, но все отчетливее проступали формы чисто религиозно-культовых связей больших групп населения, считавших себя состоящими в каких-то сложных отношениях родства. Это соответственно отразилось и в языке. Положим, луговые марийцы хорошо различали ближнее и дальнее родство и свойство. Если термин родо-шочшо обозначал совокупность вообще всех предполагаемых родственных групп (сюда входили и свояки, для которых не было иного обозначения, кроме как родо вообще, изредка аван гыч родо — «из рода матери, жены», то близкий родич назывался шочшо родо, шкенан вур— «своя кровь», лышыл родо — «близкий род», шкенан тупым (равнозначный насыл)—«свой род», тогда как дальнее родство обозначалось термином мундир родо — «дальний род» или словами, выражающими только самое общее понятие о родстве, в том числе и благоприобретенном,— родо, тукум, родо-тукым.
Упоминаемые М. О. Косвеном дин и теве, о которых писали дореволюционные авторы, были своеобразными религиозными приходами многих семей, находившихся друг с другом в родстве, устанавливаемом указанным выше образом, которые время от времени устраивали складчину скотом, деньгами и прочим исключительно в ритуальных целях. В частности, характеризуя общие поминки «старых марийцев», В. М. Васильев особо отмечал: «Собираются по 4—5 семейств, составляющих один род. Могут быть группы, конечно, и значительно большие. Таких групп в каждой деревне может быть несколько. Основанием для этого деления является кровное родство, а не экономические соображения, как пишет Г. Кузнецов» (в работе «Остатки язычества у черемис».— К-К-)
Так обстоит дело с вопросом о патронимии у марийцев в свете известных нам материалов XIX в., которые могут быть обращены и в предшествующие два столетия, не оставившие нам и намека на земледельческо-долевую («печищную») патронимию. И, напротив, о большой семье, сохранявшейся еще на памяти наших информаторов-стариков, существуют совершенно определенные сведения. О ее структуре и разложении мы уже имели возможность высказаться в печати213, поэтому, не приводя здесь всей суммы опубликованного материала, остановимся ниже только на наиболее важном.
Прежде всего один, уточняющий сущность этого вопроса момент: об историческом соотношении патриархальной семейной общины и большой семьи. Считается, что эти социальные организмы равнозначны. Нам же представляется более правильным отделить их друг от друга как различные формы различных исторических стадий. Первый из этих организмов — семейная община, как это убедительно доказано на большом историко-эт-нографическом материале, действительно представлял собой основную хозяйственную ячейку патриархально-родового общества.