Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
показано 26 790 мужских душ марийцев, но остается неизвестно, сколько приходилось на ревизскую душу или семью пахотной земли, сенокоса и лесных угодий. Интересующие нас сведения о землепользовании и некоторых других сторонах экономической жизни марийских крестьян можно извлечь, и то приблизительно, из наказов в Екатерининскую законодательную (уложенную) комиссию 1767 г.
Вопрос о землепользовании для различных разрядов государственных крестьян в Среднем Поволжье стоял довольно остро, так как в первой четверти XVIII в., и особенно в 30—50-е годы, от прежних крестьянских дач в казну были отписаны большие площади лесов и пустошей, что и было окончательно закреплено Межевой инструкцией 1754 г. Заброшенные ясачными крестьянами земли, сданные казною на оброк «сторонним людям», оставались за государством. Земли ясачных крестьян, покинутые ими и освоенные беглыми дворцовыми, помещичьими или монастырскими крестьянами до первой к второй ревизий, оставались за последними, и они с земли не сгонялись. Таким образом, значительный земельный фонд государственных крестьян с 1754 г. окончательно закреплялся либо за частновладельцами, либо за казной, что лишало государственных крестьян запасного фонда земли, рассчитанного на прирост населения. А между тем земли и угодья в Среднем Поволжье являлись основой крестьянского хозяйства, и значительное уменьшение их размеров (при низкой урожайности полей) тяжело отзывалось на экономическом положении крестьян.
В «Наказе Казанского уезда разных дорог и сотен и деревень от ясашных черемис» прямо сказано: «В тех наших сотнях и волостях ко удовольствию пашенной земли и сенных покосов и протчих угодий имеем веема мало, и за таким неудовольствием к насеянию хлебов пашенной земли, и сенных покосов, и всяких угодий, приходим в великую скудость и убожество». У марий-цев-старокрещен Иранского уезда наследственной земли, кажется, было достаточно, но и они жалуются на то, что «имеются ж у нас старокрещен в дачах наших оброчные земли, на которых землях насилством имеют жительство яранские купцы многие годы»; причиняет им ущерб и «напрасное завладение Вятской провинции крестьянами в Пижемской волости пашенных земель, сенных покосов, рыбных ловель и бортных угожей».
По единодушному заявлению крестьян многих волостей по рекам Средневолжского бассейна большой урон несли они из-за того, что еще с петровских времен им запрещалось рубить в собственных дачах не только годный, но и негодный к корабельному строению лес. На рубку выбракованного леса требовалось специальное губернское разрешение и клеймение деревьев вальдмей-стерами. Поэтому «для домашней всякой надобности рубить не смеем, для чего всегодно и находимся принужденными, хотя по отдаленности губернии, ездить и просить для того заклеймения нарочных, а как нам народу земледелающему без того обойтись никак не возможно, через что и несем себе изнеможение». В данном случае совершенно отчетливо показано, что без систематической очистки от дикого леса участков под пашню «земле-делающий народ» — марийцы — приходят в оскудение. Еще яснее высказывались крестьяне Санчурского уезда:
«... если бы поведено было расчищать, то б и пашенных земель не толко прибавилось, да и в том бы... казенного ущерба, кроме одной народной из онаго (негодного к корабельному строению леса.—К. К-) на разные домашние потребы поделки, ни мало последовать не могло, а обыватели по тому размножению от ныне по предбудущим годам восчувствовать бы могли правильное в том удовольствие».
Тяжелый налоговый гнет был одной из главных причин оскудения марийского крестьянства. В 1760-х годах подушная подать возросла еще на шесть гривен и достигла 1 р. 70 к. (новокрещены платили 1 р. 15 к.) . Из этого оклада не были выключены малолетние, увечные и престарелые мужские «души», за которых платила вся община по мирской раскладке: «А из тех мужеского пола душ, после подания сказок, имеет быть в том числе в помянутых наших сотнях и волостях умерших, престарелых, слепых, дряхлых, увечных, малолетних, маломочных не малое число, и которые не точию,