Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Основной смысл этого документа состоит в том, что никто, кроме государственной казны, ясачными землями и оброчными угодьями распоряжаться не может, если даже они запустели. Писцовая инструкция 1685 г. содержала пункт: «А которые мордовские, и черемисские, и чувашские, и вотяцкие и бортничьи угодья по сыску исстари запустели, и те пустые угодья отдавать на оброк охочим людем».
Укажем еще на одну важную статью Уложения (гл. X, ст. 231), которая утверждала незыблемость феодального землевладения в любой его форме, т. е. была непосредственно направлена против самовольства крестьян: «А будет кто-нибудь на государеве или на вотчинникове или на помещикове землю писцовую межу испортит и столбы вымечет, или грани высечет, или ямы заровняет, или землю перепашет, а по суду и по сыску про то сыщется допряма: и тех людей на спорных межах бита кнутом нещадно, и бив кнутом, вкинути в тюрму на неделю, а исцу велети межи и грани зделати и ямы выкопати по-прежнему. А будет такое дело учи-нити крестьяне меж себя в одной волости или в селе: и им по тому же учинити наказание, бити их кнутьем же, а межу и грань велеть зделати по-прежнему» 14.
В Марийском крае твердое установление межей и граней было хлопотным делом, и границы владений определялись очень приблизительно, что и порождало, при случае, большие споры и многолетние тяжбы. С большим запозданием писцовая инструкция 1685 г. предписывала: «А которые русским людем даны мордовские, и чувашские, и черемисские, и всякие земли, и те русские люди, сверх своих дач, завладели многими землями... лишние земли у тех русских людей отмеривать и отмежевать к я'сашным землям в ясак попрежнему». Велено было и вообще во избежание могущих возникнуть споров «те мордовские, и черемисские, и чувашские земли с поместными и с вотчинниковыми землями розмежевать... и межи и грани учинить, и на межах велеть ямы копать и грани тесать, и в книге те межи велеть писать подлинно». Пока шли эти суд да дело, церковные феодалы успели оттягать и записать на себя значительные земельные площади, которыми прежде пользовались марийцы. Но когда марийские крестьяне явочным порядком опромышливали или заселяли вновь эти земли, правительство в большинстве случаев становилось на сторону монастырей.
Вятской архивной комиссией на сей счет опубликован ряд документов, из которых мы приведем некоторые выдержки. Так, в 1690-х гг. Вятский Успенский Трифонов монастырь довольно легко выиграл судное дело у крестьян вновь основанных деревень Вичьмари, Бутюн-га тож, Ашкака, Большой и Малой Сарды с починками, которые, по царскому указу, велено было «приписать в Вяцкий уезд, в Березовской стан, к монастырским вотчинам», а «черемису и новокрещенов тех вышеописанных деревень, которые на тех их монастырских землях поселились... сослать на прежние тягла и ясаки, где кто, преж сего жили».
Старцы Трифонова монастыря верно рассчитали, как решить это дело (а также ряд других поземельных споров с марийскими крестьянами) в свою пользу, ибо в своих челобитьях они ссылались не только на то, что «они ж, черемиса, вновь поселились же на их монастырской вотчинной на пашенной земле», но и на то, что заселение произведено «без его великого государя грамот и без памятей, своим самовольством... покиня свои прежние житья и его великого государя тяглые земли и деревни и волости впусте» 17. Согласно Соборному Уложению 1649 г. быть ясачным крестьянином означало вечное, со всем потомством, зависимое положение, при котором непосредственный производитель выступает в качестве живого придатка к земле.
Марийские крестьяне не были привязаны к поместьям и церковным вотчинам, но правительственными указами они были прикреплены к тем «ясакам» или «жеребьям», т. е. к податным земельным участкам, на которых в составе волостных «населенных земель» их заставала очередная государственная перепись.