Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
было отмечено только по Галицкой и Алатской дорогам запустение 1194 дворов (4526 мужских душ), с которых не были получены податные платежи, а оставшаяся часть населения не могла покрыть казенного урона в денежных поступлениях и натуральных повинностях.
Проведение первой ревизии столкнулось с привычным для лесовиков-марийцев стихийным сопротивлением — утайкой наличных мужских душ. При проверке поданных ревизских сказок в ясачных волостях одного только Казанского уезда утаенными оказались 2114 чел. В этой связи одновременно последовали репрессии на местах и появился сенатский указ от 25 июня 1723 г., обещавший освободить от наказания за утайку душ тех ясачных марийцев, которые пожелают «добровольно» креститься. В частности, именно таким способом спаслись от строгих взысканий марийцы Выжмаринской и Черемисской волостей и Алатской дороги, которые в числе 545 душ изъявили «желание» креститься с женами и детьми.
Вслед за переписью последовало введение подушной подати в размере 74-копеечного подушного сбораичеты-рехгривенного оклада (всего 1 р. 14 коп.), которые налагались на всех мужчин без различия возраста и трудоспособности. На первых порах, чтобы не вызвать народного возмущения, правительство заверяло государственных крестьян, что, кроме указанной подати и рекрутской повинности, с них ничего не потребуют, «а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, и платить неповинны, разве то за деньги». Но это был обман: вскоре появились новые прямые и косвенные платежи и обременительная хлебная подать (с 1738 г.), и дополнительные натуральные повинности. Н. А. Фирсов вряд ли преувеличивал, когда произведя примерные подсчеты, пришел к выводу о возрастании прямых денежных платежей государственных крестьян Казанской губ., по сравнению с прежним ясачным окладом, примерно впятеро62.
Справедливость оценки Фирсова становится понятной, если учесть, что при подушном обложении подать назначалась не только на главу семьи, но и на всех лиц мужского пола, проживавших с ним в одном дворе в момент составления ревизских сказок. «Почему обыватели,— говорится в наказе 1767 г.,— а особливо те, которые, имея оных по целому семейству, а правитель при доме один, а другие из возрастных престарелые, дряхлые и слепые, кои ни к какой работе не способны, и по таковым обстоятельствам от платежа за умерших новорожденных младенцев с пустоты, а за малолетних до урочных лет подушных денег одинокие домосодержателн приходят ныне... в наиввящее крайнее неимущество». Есть и другие данные, показывающие, что новая податная единица — «мужская душа» далеко не соответствовала платежеспособным силам местного населения, особенно тех домохозяйств, в которых было мало рабочих рук, инвентаря, скота и отсутствовали сторонние заработки .
Вводя подушную подать, петровское правительство надеялось получать (и получало в действительности) нужные ему денежные средства «валом», т. е. не с каждой реальной души по отдельности, а с целых общин, смотря по количеству выявленных здесь «душ». Сельским обществам приходилось по-своему приспосабливаться к суровым требованиям казны: число выявленных душ имело значение для распределения общей суммы платежей на каждую деревню, а раскладка на отдельные дворы производилась «миром» по-прежнему «по животам и по промыслам», т. е. не в одинаковой сумме. В промежуток между двумя ревизиями какая-то часть населения могла вымереть, уйти на починки, бежать куда-либо за пределы волости — все равно община несла за них полную податную ответственность. Сошлемся здесь только на один документ по Вятской провинции: «при прежней 1722 г. подушной переписи написано было государственных крестьян мужского полу душ в одних деревнях по немалому числу, а после той переписи из тех написанных крестьян, за малоимением во оных деревнях земли, расчистя собою, в разных той же провинции местах пустые и лесные земли и, по той расчистке, поселясь деревнями и починками живут, а по нынешней (1742— 1747 гг.— К. К.)