Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

Но над ней возвышался патриар­хальный род'—тесный общественный, на кровнородст­венной основе, союз имущественно разделившихся семейных общин. Пока были сильны родовые связи лю­бая семейная община в миниатюре копировала род и являлась зародышем образования в дальнейшем нового рода. Хорошо известно, хотя бы на сибирских материа­лах; что даже на стадии распада    родовых   отношений очень трудно было провести грань между разросшейся, но стоящей уже в преддверии сегментации семейной общиной и небольшим родом. На наш взгляд, здесь нет места для патронимии в тех действительных ее формах, которые наблюдаются в позднейшей социаль­ной структуре общества.

Только с разрушением родовых связей с их действи­тельным коллективизмом в широкой экономической сфере (в правах неотчуждаемой родовой собственности на землю и угодья, обязательной родовой взаимопо­мощью и т. д.) на место рода становится патронимия, что-то сохранившая от прежних родовых связей, но уже допускающая автономию и сепаратизм во всех значи­тельных делах отдельных семейных общин, над которы­ми может довлеть совместный интерес, в какой-то сте­пени обычай, но не жесткая и обязательная во всех слу­чаях жизни регламентация родового начала.

Примерно такую же эволюцию совершает и семейная община, экономически наиболее эффективная и единст­венно возможная в качестве низшего социального орга­низма при патриархально-родовом строе, но изживаю­щая себя тогда, когда появляется возможность (и пот­ребность) хозяйствовать самостоятельно сравнительно небольшому кругу родственников, которые опять-таки соединены в болыпесемейный коллектив скорее совмест­ным экономическим интересом, чем неукоснительным обычаем и принудительной патриархальной властью. Вот тогда-то мы и говорим о «большой семье» в услови­ях классового общества — так как наряду с ней и во­преки ей на этой исторической стадии существует семья малая, которая не обязательно должна была разрас­таться в устойчивую большую семью, ибо от нее перио­дически отпадали мелкие ячейки при отделении жена­тых сыновей.

Длительное сохранение большой семьи как формы кровнородственной кооперации рабочих рук и имущест­ва у марийцев всецело объясняется особенностями их натурального хозяйства с господством ручного труда, при котором во многих конкретных случаях было вы­годнее жить большой семьей, нежели дробить на кро­хотные частички и без того маломощный, как правило, производственно-хозяйственный потенциал крестьянского двора. Кажется, к сохранению большесемейных дво­ров, где было бы по нескольку человек полноценных работников, марийцев толкала и налоговая политика правительства, особенно после введения тяжелой подуш­ной подати, приходившейся на всех лиц мужского пола, в том числе подростков, увечных и дряхлых стариков.

Из ревизских сказок мы узнаем о таком архаическом типе большой семьи марийцев, которая образовалась не путем разрастания семейства от одного отца, а в резуль­тате разделения уже существующей большой семьи на самостоятельные части, при этом в состав новых боль­ших семей входили лица различных степеней родства (дяди, племянники, двоюродные братья и т. д.), а внут­рисемейные отношения отличались демократичностью, общим согласием и уважительным отношением младших по возрасту к более старшим членам семейного союза.

Неравномерное экономическое развитие отдельных районов Марийского края сказывалось на степени сох­ранности больших семей в разных местах по-разному. Не имея возможности сравнить между собой более от­даленные друг от друга районы для иллюстрации соот­ношения больших и малых семей в отдельных селениях, мы ограничимся приведением составленной нами табли­цы на материалах ревизских сказок 1834 г. Сотнурскои

Название воло­стей

Название селений

Оглавление