Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Но над ней возвышался патриархальный род'—тесный общественный, на кровнородственной основе, союз имущественно разделившихся семейных общин. Пока были сильны родовые связи любая семейная община в миниатюре копировала род и являлась зародышем образования в дальнейшем нового рода. Хорошо известно, хотя бы на сибирских материалах; что даже на стадии распада родовых отношений очень трудно было провести грань между разросшейся, но стоящей уже в преддверии сегментации семейной общиной и небольшим родом. На наш взгляд, здесь нет места для патронимии в тех действительных ее формах, которые наблюдаются в позднейшей социальной структуре общества.
Только с разрушением родовых связей с их действительным коллективизмом в широкой экономической сфере (в правах неотчуждаемой родовой собственности на землю и угодья, обязательной родовой взаимопомощью и т. д.) на место рода становится патронимия, что-то сохранившая от прежних родовых связей, но уже допускающая автономию и сепаратизм во всех значительных делах отдельных семейных общин, над которыми может довлеть совместный интерес, в какой-то степени обычай, но не жесткая и обязательная во всех случаях жизни регламентация родового начала.
Примерно такую же эволюцию совершает и семейная община, экономически наиболее эффективная и единственно возможная в качестве низшего социального организма при патриархально-родовом строе, но изживающая себя тогда, когда появляется возможность (и потребность) хозяйствовать самостоятельно сравнительно небольшому кругу родственников, которые опять-таки соединены в болыпесемейный коллектив скорее совместным экономическим интересом, чем неукоснительным обычаем и принудительной патриархальной властью. Вот тогда-то мы и говорим о «большой семье» в условиях классового общества — так как наряду с ней и вопреки ей на этой исторической стадии существует семья малая, которая не обязательно должна была разрастаться в устойчивую большую семью, ибо от нее периодически отпадали мелкие ячейки при отделении женатых сыновей.
Длительное сохранение большой семьи как формы кровнородственной кооперации рабочих рук и имущества у марийцев всецело объясняется особенностями их натурального хозяйства с господством ручного труда, при котором во многих конкретных случаях было выгоднее жить большой семьей, нежели дробить на крохотные частички и без того маломощный, как правило, производственно-хозяйственный потенциал крестьянского двора. Кажется, к сохранению большесемейных дворов, где было бы по нескольку человек полноценных работников, марийцев толкала и налоговая политика правительства, особенно после введения тяжелой подушной подати, приходившейся на всех лиц мужского пола, в том числе подростков, увечных и дряхлых стариков.
Из ревизских сказок мы узнаем о таком архаическом типе большой семьи марийцев, которая образовалась не путем разрастания семейства от одного отца, а в результате разделения уже существующей большой семьи на самостоятельные части, при этом в состав новых больших семей входили лица различных степеней родства (дяди, племянники, двоюродные братья и т. д.), а внутрисемейные отношения отличались демократичностью, общим согласием и уважительным отношением младших по возрасту к более старшим членам семейного союза.
Неравномерное экономическое развитие отдельных районов Марийского края сказывалось на степени сохранности больших семей в разных местах по-разному. Не имея возможности сравнить между собой более отдаленные друг от друга районы для иллюстрации соотношения больших и малых семей в отдельных селениях, мы ограничимся приведением составленной нами таблицы на материалах ревизских сказок 1834 г. Сотнурскои
Название волостей |
Название селений |