Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

Ссылки на акты Генерального межевания встречают­ся во многих документах второй половины XIX в., на­пример в хозяйственных описаниях различных волостей Царевококшайского уезда. Так, о землевладении дер. Чукша и выселка Ташнур говорилось: «Земли этих селений, состоящие в общей Моркинской даче Генераль­ного межевания, находятся в единственном владении государственных крестьян. Пахотные и сенокосные зем­ли крестьяне переделяют при каждой новой ревизии поровну по количеству и качеству земли и по урожай­ности трав»117. Интересен и такой документ: «Земли деревень Шолынгер и Помашнур с выселком Нурота на­ходятся в общей даче Генерального межевания дер. Ши-гаковой с деревнями и околОдками. Все угодья этого владения в общем душевом владении государственных крестьян. Усадьбами крестьяне владеют по дворам, вы­гон состоит в общем пользовании, а сенокос переделяют каждый год. Пахотная земля делится по душам от ре­визии до ревизии» ш. И далее: «Земли села Шигакова (Большого и Малого) с околодками находятся в общей даче Генерального межевания... Все угодья этой деревни со всеми околодками состоят в общем душевом владе­нии. Все эти околодки представляют не что иное, как усадьбы одной и той же деревни, разбросанные по раз­ным местам для того, чтобы    иметь   ближе   пахотные земли».

По реформе государственных крестьян надел полу­чали не отдельные домохозяйства, а община в целом. Лесные участки, так называемый «продовольственный лес», оставались в совместном пользовании многих об­ществ и соседних волостей, как это было учреждено еще Генеральным межеванием. Только в 1890-х годах гу­бернским судом стали приниматься к рассмотрению и удовлетворяться крестьянские иски по размежеванию между отдельными обществами-совладельцами «общей Генерального межевания дачи».

Таким    образом,     Генеральное    межевание    конца XVIII —первой трети XIX в. Оставило значительный след в формах крестьянского землевладения Марийского края. Будучи проведенным в интересах самодержавно-феодального государства, оно было выгодно казне не только в чисто материально-денежном отношении, но и позволяло укрепить местную общину как совокупную податно-административную величину, как аппарат более прочного прикрепления крестьянского двора к наделу государственной земли. Генеральное межевание и после­дующие узаконения по земельному вопросу определили марийское крестьянство в жесткие рамки общинных дач с ограниченным земельным фондом. Упоминавшиеся вы­ше периодические переделы пахотных земель и сеноко­сов, которых марийские крестьяне не знали в XVIIXVIII вв., возникли в последующем столетии под влия­нием этих новых условий, создавших искусственную «земельную тесноту».

От характеристики феодального порядка, довлевшего над марийским крестьянством, нам следует перейти к рассмотрению судеб местной общины, которая при всем ее подчинении указанному порядку все-таки имела свою собственную жизнь и традиции, возникшие независимо от феодализма и во многом ему противоречащие. Но так как марийская община была поземельной и всецело строилась на отношениях людей, занятых в главной для них сфере'—в сельском хозяйстве, то предварительно надо Остановиться на кратком обзоре производственно-технических основ сельского хозяйства марийцев в XVII—XVIII вв.

Насколько нам известно, первая серьезная попытка разобраться в системе и удельном весе традиционного земледелия у неславянских народов    Поволжья    была предпринята Г. Перетятковичем в 80-х годах прошлого века. Опираясь на архивные источники, этот автор при­шел к выводу, что пашенное земледелие у них стояло не на  высоком  уровне, о чем, по его мнению, свидетельство­вали пустоши, перелоги и заросли, нередко встречавшиеся на их землях. Он же заметил, что пашня в Среднем По­волжье увеличивалась «от лесные росчисти», ибо писцо­вые записи середины XVII

Оглавление