Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
В свете этих выводов нам и следует рассмотреть характерные особенности соседской общины марийцев XVII—XVIII вв., но уже не столько под углом зрения ее зависимости от феодального базиса (об этом достаточно сказано выше), сколько под углом зрения ее структуры, владетельных прав и функционирования.
После взятия Казани русская администрация застала в Марийском крае большие и малые земляческие объединения коренного населения, которые вскоре были определены в уезды и волости. В округе Галицкой дороги существовали также «сотни», в Козьмодемьянском уезде — «сотни» и «пятидесятой». Для Царевосанчурского уезда было характерно деление волостей на «десятки». В Иранском уезде упоминаются и волости, и составляющие их «десятки», и «старощенья». Какая же из этих единиц может быть принята за основную поземельную и административно-фискальную ячейку — крестьянскую общину со всеми ее прерогативами? Низшая таксономическая единица — «десятка», всецело подчиненная волостному управлению, на такую роль претендовать не могла. «Сотня» Галицкой дороги или совпадала с большой волостью или же включала в свой состав несколько волостей меньших размеров, и главным ее назначением, надо полагать, еще при казанском господстве было отправление воинской повинности и судебно-полицейских функций. Не совсем ясен характер «сотен» и «пятидесятен» Козьмодемьян-ского уезда, но, кажется, здесь они наряду с военной организацией выполняли роль поземельских союзов различной величины156. Остается, таким образом, волость, которая во многих документах фигурирует как податная и как землевладельческая общинная организация.
Например, об одной из таких волостей в документе, помеченном 1661 г., мы читаем: «Кокшаского уезду черемиса Чемуршинской волости польских деревень пятидесятник Бабачко Кулохматов и десятники и вся рядовая черемиса Чемуршинской волости». Это в отношении состава «волостных людей». А вот их совместные обязательства перед казной, возобновленные после восстания 1670 г.: «впредь не изменять и быть в Кокшаску по-прежнему, денежный ясак и посопный хлеб и всякие подати платить в твою великого государя казну в Кокшаску и аманат давать по прежнему ж» Выписка изписцовых книг 1687 г. уточняет, за что именно платить: за пашни паханые четями в поле, за перелог, за поросшую лесом пашню и покосы, измеренные в десятинах, а также за «медвеные, куничные и за бобр и за рыбные ловли и за всякие угодья», приписанные к волости. Че-муршинская волость не составляла одного селения, в ней были деревни Чемурша, Середняя, Липша, Волская с общим количеством дворов: жилых — 63, запустелых — 25 159. В XIX в. это деревни Иван-Беляк, Липша, Сидельникова.
Интересны свидетельства документов, подчеркивающие землевладельческие общинные права волости, которая при различных спорах с соседями или при столкновениях с властями обычно выступала «все за один». Около 1640 г. возникла тяжба между русскими крестьянами Кукарской слободы и марийцами соседних волостей из-за пустошных полей. Русские челобитчики претендовали на две пустоши на том основании, что «те пустоши Колобово и Лесниковов Еранском уезде подле Пижмы реки черемиская отъезжая пашенная земля, а владели де тою землею Еранского уезда черемиса дву волостей, Ижморинская да Сютюжская волости, пашню пахали наездом, а от волосных де их пашен верст до двадцати и болши и которые де черемиса тою землею владели и те де черемиса все померли». Со своей стороны, марийские волостные люди («сотники, и старосты, и десятники и все рядовые черемиса» указанных волостей) не отрицали того, что прежние владельцы спорных полей вымерли и земля запустела, но подчеркивали, что это «черемиская отъезжая пашня», приписанная к волостям, за которую «государев денежный ясак и посопный хлеб правят на них, черемисе, ежегод».
Длительный и упорный характер носила поземельная борьба уржумско-вятских марийцев со «старцами» Цепочкинского монастыря. Во всей относящейся к этому делу документации марийские волостные люди ссылались на давность их общего владения ясачными и оброчными землями.