Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

В свете этих выводов нам и следует рассмотреть ха­рактерные особенности соседской общины марийцев XVIIXVIII вв., но уже не столько под углом зрения ее зависимости от феодального базиса (об этом доста­точно сказано выше), сколько под углом зрения ее струк­туры, владетельных прав и функционирования.

После взятия Казани русская администрация заста­ла в Марийском крае большие и малые земляческие объединения коренного населения, которые вскоре были определены в уезды и волости. В округе Галицкой доро­ги существовали также «сотни», в Козьмодемьянском уезде — «сотни» и «пятидесятой».    Для    Царевосанчурского уезда было характерно деление волостей на «де­сятки». В Иранском уезде упоминаются и волости, и составляющие их «десятки», и «старощенья». Какая же из этих единиц может быть принята за основную позе­мельную и административно-фискальную ячейку — крестьянскую общину со всеми ее прерогативами? Низшая таксономическая единица — «десятка», всецело подчиненная волостному управлению, на такую роль претендовать не могла. «Сотня» Галицкой дороги или совпадала с большой волостью или же включала в свой состав несколько волостей меньших размеров, и главным ее назначением, надо полагать, еще при ка­занском господстве было отправление воинской повин­ности и судебно-полицейских функций. Не совсем ясен характер «сотен» и «пятидесятен» Козьмодемьян-ского уезда, но, кажется, здесь они наряду с военной ор­ганизацией выполняли роль поземельских союзов раз­личной величины156. Остается, таким образом, волость, которая во многих документах фигурирует как податная и как землевладельческая общинная организация.

Например, об одной из таких волостей в документе, помеченном 1661 г., мы читаем: «Кокшаского уезду че­ремиса Чемуршинской волости польских деревень пяти­десятник Бабачко Кулохматов и десятники и вся рядо­вая черемиса Чемуршинской волости». Это в отноше­нии состава «волостных людей». А вот их совместные обязательства перед казной, возобновленные после вос­стания 1670 г.: «впредь не изменять и быть в Кокшаску по-прежнему, денежный ясак и посопный хлеб и всякие подати платить в твою великого государя казну в Кок­шаску и аманат давать по прежнему ж» Выписка изписцовых книг 1687 г. уточняет, за что именно платить: за пашни паханые четями в поле, за перелог, за порос­шую лесом пашню и покосы, измеренные в десятинах, а также за «медвеные, куничные и за бобр и за рыбные ловли и за всякие угодья», приписанные к волости. Че-муршинская волость не составляла одного селения, в ней были деревни Чемурша, Середняя, Липша, Волская с общим количеством дворов: жилых — 63, запусте­лых — 25 159. В XIX в. это деревни Иван-Беляк, Липша, Сидельникова.

Интересны свидетельства документов, подчеркиваю­щие землевладельческие общинные права волости, кото­рая при различных спорах с соседями или при столкно­вениях с властями обычно выступала «все за один». Около 1640 г. возникла тяжба между русскими крестья­нами Кукарской слободы и марийцами соседних воло­стей из-за пустошных полей. Русские челобитчики пре­тендовали на две пустоши на том основании, что «те пустоши Колобово и Лесниковов Еранском уезде подле Пижмы реки черемиская отъезжая пашенная земля, а владели де тою землею Еранского уезда черемиса дву волостей, Ижморинская да Сютюжская волости, пашню пахали наездом, а от волосных де их пашен верст до двадцати и болши и которые де черемиса тою землею владели и те де черемиса все померли». Со своей сто­роны, марийские волостные люди («сотники, и старосты, и десятники и все рядовые черемиса» указанных волос­тей) не отрицали того, что прежние владельцы спорных полей вымерли и земля запустела, но подчеркивали, что это «черемиская отъезжая пашня», приписанная к во­лостям, за которую «государев денежный ясак и посоп­ный хлеб правят на них, черемисе, ежегод».

Длительный и упорный характер носила поземельная борьба уржумско-вятских марийцев со «старцами» Цепочкинского монастыря. Во всей относящейся к этому делу документации марийские волостные люди ссыла­лись на давность их общего владения ясачными и оброч­ными землями.

Оглавление