Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
но дозорной книге 1604 г., «ездил он Беленица по Арской дороге в Вошторму Кукмору деревню... и в деревне Вошторме Кукморе семнадцать дворов... деревня Малая Ошторма Кукмора Чювашская, а в ней четыре двора». Спустя три четверти века эти деревни разрослись в самостоятельную волость со многими . населенными пунктами, как правило, мелкими. В частности, в 1680 г. «черемиса волости Оштормы Кукморы Анбулатко Па-неяров с товарыщи сказали, поселились они на речке Слудка, а по-татарски Ворек, вышед из волости Вош-тормы Кукморы тому 11 лет». Появилось новое поселение и на р. Тойме, о котором известно, что «те черемиса от своей волости отъезжие, отары поставили на монастырской земле, а та их черемиская волость Кукмора». Более того, ушедшие на Тойму пять дворов из волости Оштормы Кукморы «...отделились от отцов и от братей, ... а сенные покосы у них с черемисой и с чювашею тех дву Ошторем (старых усадов.— К. К-) вопче».
Из последнего отрывка видно, что живя «себе уса-дом», новопоселенцы сохраняли общие с отчей деревней и волостью различные угодья-сенокосы, промысловые ухожаи, рыбные ловли и т. д. Подтверждением этого служит и такой текст: «... к тем де рыбным ловлям той деревни Кизеры черемис прилегли бортные ухожи и сенные покосы и иных волостей и деревень» 188. Но, уходя на новый усад, крестьяне обычно поступались пашенной землей на старом месте, которая могла перейти в другое держание или даже лежать «впусте». Однако свои «старые ясаки» переселенцы переводили на новое место (иначе они не могли бы «выйти» явочным порядком из прежней общины, несущей круговую ответственность за всю попавшую в перепись «живущую пашню»). Здесь они могли образовать «новые ясаки» путем сегментации болыпесемейных дворов или путем приращения к самолично расчищенным землям близлежащих «ничейных» пустошей. Так, пустошью «по Алацкой дороге, по речке Лудану, да по речке Удерю, да по речке Сардану по обе стороны, со всеми угодьи, велено владеть черемисе... волости Большой Чюкши третьева усаду Яшпахтке Ку-чюбаеву с товарыщи, а платить им сверх своих ясаков хлебных и денежных 8 ясаков».
Марийская волость как землевладельческая и фискально-административная организация ясачного населения очень болезненно реагировала на чужое вторжение в ее исконные владения, но при обилии свободной земли и стихийной убыли положенного в ясаки населения охотно принимала в свой круг крестьян со стороны, желавших совместно со старожилами нести волостное и деревенское тягло. Государева администрация сама поощряла оседание испытывающих нужду в земельном наделе марийцев в любой волости — «где они в ясачных деревнях места приищут». Или, изгоняя самовольных поселенцев с монастырских владений, та же администрация распоряжалась: жить «черемисе на старых их ясаках, а буде старые их ясаки заняты и живут иные черемиса, им приискать в Уржумском уезде пустые ясаки, после умерших или беглых черемис». Однако до тех пор, пока марийское ясачное население не было уравнено юридически с русскими черносошными крестьянами в одно сословие государственных крестьян, марийская община была закрыта для русских поселенцев на ее землях. Не желали 'того и сами марийцы, отстаивая свои владения путем челобитий такого, например, содержания: в 1666 г. жалуются Алатской дороги волости Чюкша черемисин Яшпахтка Кульчубаев с товарищи на русских крестьян села Лебяжье, что «селятся де они крестьяне на их ясачной земле и в вотчинных угодьях, и учали они, русские люди, в тех их урочищах строится дворами, чтоб им черемису с тое их земли согнать».
До времени государственная власть во многих случаях удовлетворяла такие челобитья и ставила преграды проникновению русских поселенцев во владения марийских волостей. Но положение заметно изменилось к началу XIX в., когда в связи с резким увеличением русского населения в Яранском уезле марийцы и русские были поверстаны в совместные дачи. Вот один из ярких примеров: в даче Большеижмаринской и Сретенской волостей с количеством дворов в две с лишним тысячи на 2078 мужских душ марийцев приходилось 3656 мужских душ русских крестьян.