Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
в. в помещичьих владениях, образовавшихся на бывших дворцовых землях в Марийском Поволжье, насчитывалось 513 дворов, в которых проживали 1291 крестьянин и 198 бобылей мужского пола. В монастырских вотчинах насчитывалось 173 двора, а в них 420 крестьян и 67 бобылей.
Между светскими и духовными феодалами, с одной стороны, и окрестным ясачным марийским населением, с другой стороны, происходила постоянная тяжба из-за тех или иных угодий, которые ясачные люди считали своими наследственными владениями: «и с той вотчины и с пашни и с сенных покосов и с лесу и со всех угодей платят они посоп (хлебный сбор. — К- К.) и ясак, да сверх посопу и ясаку з бортного ухожья платят в великих государей казну».
Авторы Соборного Уложения были хорошо осведомлены о злоупотреблениях при установлении владетельных прав на спорных межах, что «всяких чинов русские люди» творят беззакония в Среднем Поволжье — «и у татар, и у мордвы, и у чюваши, и у черемисы, и у вотяков...». Уложение строго указывало: «А будет которые в данном случае забота правительства состояла втом, чтобы ясачное крестьянство не теряло основногосредства производства — землю, исправно несло государственные повинности и тем самым «государеву казнуне убытчило».
Важно отметить, что на процитированную выше 43 статью XVI главы Уложения имеются многочисленные ссылки при поземельных спорах и в более поздние времена. Так, например, около 1688 г. «Кузьмодемьян-ского уезду горная и луговая служилая и ясачная черемиса деревни Мадаров», имевшая тяжбу с Марком Рудниковым из-за промыслового озера, в своей челобитной писала: «... велите Государи против сего челобитья по судному нашему делу сыскать повальным обыском против своих великих Государей указу и Соборного Уло-женья по нашей ссылке, и по сыску владеть нам тем озером и с ыстоком по старинным крепостным книгам, как пожалованы прадеды и деды и отцы наши, попрежнему и о владенье дать нам свою великих государей грамоту».
Столь же примечательна одна из царских грамот на Вятку, которая подтверждала права государственных крестьян «пашенными землями и сенными покосы и всякими угодий, по писцовым книгам и по выписям с писцовых книг, которые угодья в писцовых книгах и в выписях написаны за ними, владеть... и по Соборному Уложению, а русским людем в те их пашенные земли и в сенные покосы и во всякие угодья вступаться и обид и налог чинить им никаких не велеть, и во всем им от русских людей для их иноземства оберегать».
Но указанное владельческое право ясачных крестьян на различные земли не распространялось настолько далеко, чтобы они могли самостоятельно распоряжаться отмежеванными им угодьями, переуступая их кому-либо «без указу». Царская грамота 1681 г. подробно разбирает один из таких случаев, когда 12 дворовладельцев деревни Мазары Сардинской волости Уржумского уезда вошли в соглашение с подьячим Баженом Толмачевым относительно того, что «есть за ними в той же деревне старинная их оброчная земля, сверх ясашные земли, да в вершине Чевал речки кругом сенные покосы, словет та пустошь Вяцкие селища, а кругом тех сенных покосов черной лес, а оброку они с тое земли платили по 20 алтын, а им де с той земли платить невозможно, а они де тое землю и сенные покосы отдали на оброк на 15 лет ему Бажену».
За такое самовольство Важен Толмачев фактически купленную им землю потерял, ибо «по указу блаженные памяти великого Государя (Алексея Михайловича.— К- К-) на Уржуме и во всех городех ясачных и вотчинных земель и бортных угодьев и всяких угодей в закладные записи писать и в заклад имать, также и скупать не велено». А поэтому должностные лица «приговорили отписать и роздать те земли и сенные покосы новокрещеном и черемисам, за кем они были наперед сего, и ясак и оброк на те земли и сенные покосы велели положить».