Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

в. в помещичьих владениях, образовавшихся на бывших дворцовых землях в Марийском Поволжье, на­считывалось 513 дворов, в которых проживали 1291 кре­стьянин и 198 бобылей мужского пола. В монастырских вотчинах насчитывалось 173 двора, а в них 420 крестьян и 67 бобылей.

Между светскими и духовными феодалами, с одной стороны, и окрестным ясачным марийским населением, с другой стороны, происходила постоянная тяжба из-за тех или иных угодий, которые ясачные люди считали своими наследственными владениями: «и с той вотчины и с пашни и с сенных покосов и с лесу и со всех угодей платят они посоп (хлебный сбор. — К- К.) и ясак, да сверх посопу и ясаку з бортного ухожья платят в вели­ких государей казну».

Авторы Соборного Уложения были хорошо осведом­лены о злоупотреблениях при установлении владетель­ных прав на спорных межах, что «всяких чинов русские люди» творят беззакония в Среднем Поволжье — «и у татар, и у мордвы, и у чюваши, и у черемисы, и у вотя­ков...». Уложение строго указывало:  «А будет которые  в данном случае забота правительства состояла втом, чтобы ясачное крестьянство не теряло основногосредства производства — землю, исправно несло госу­дарственные повинности и тем самым «государеву казнуне убытчило».

Важно отметить, что на процитированную выше 43 статью XVI главы Уложения имеются многочислен­ные ссылки при поземельных спорах и в более поздние времена. Так, например, около 1688 г. «Кузьмодемьян-ского уезду горная и луговая служилая и ясачная чере­миса деревни Мадаров», имевшая тяжбу с Марком Руд­никовым из-за промыслового озера, в своей челобитной писала: «... велите Государи против сего челобитья по судному нашему делу сыскать повальным обыском про­тив своих великих Государей указу и Соборного Уло-женья по нашей ссылке, и по сыску владеть нам тем озером и с ыстоком по старинным крепостным книгам, как пожалованы прадеды и деды и отцы наши, попрежнему и о владенье дать нам свою великих государей грамоту».

Столь же примечательна одна из царских грамот на Вятку, которая подтверждала права государственных крестьян «пашенными землями и сенными покосы и вся­кими угодий, по писцовым книгам и по выписям с пис­цовых книг, которые угодья в писцовых книгах и в вы­писях написаны за ними, владеть... и по Соборному Уло­жению, а русским людем в те их пашенные земли и в сенные покосы и во всякие угодья вступаться и обид и налог чинить им никаких не велеть, и во всем им от русских людей для их  иноземства  оберегать».

Но указанное владельческое право ясачных крестьян на различные земли не распространялось настолько да­леко, чтобы они могли самостоятельно распоряжаться отмежеванными им угодьями, переуступая их кому-либо «без указу». Царская грамота 1681 г. подробно разби­рает один из таких случаев, когда 12 дворовладельцев деревни Мазары Сардинской волости Уржумского уезда вошли в соглашение с подьячим Баженом Толмачевым относительно того, что «есть за ними в той же деревне старинная их оброчная земля, сверх ясашные земли, да в вершине Чевал речки кругом сенные покосы, словет та пустошь Вяцкие селища, а кругом тех сенных покосов черной лес, а оброку они с тое земли платили по 20 ал­тын, а им де с той земли платить невозможно, а они де тое землю и сенные покосы отдали на оброк на 15 лет ему Бажену».

За такое самовольство Важен Толмачев фактически купленную им землю потерял, ибо «по указу блажен­ные памяти великого Государя (Алексея Михайлови­ча.— К- К-) на Уржуме и во всех городех ясачных и вот­чинных земель и бортных угодьев и всяких угодей в за­кладные записи писать и в заклад имать, также и ску­пать не велено». А поэтому должностные лица «приго­ворили отписать и роздать те земли и сенные покосы новокрещеном и черемисам, за кем они были наперед сего, и ясак и оброк на те земли и сенные покосы веле­ли положить».

Оглавление