Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
В местной общине он различал два типа: простой и сложный. Простая община «обнимает небольшое число так называемых «околодков», маленьких групп дворов, которые лепятся по склонам оврагов... на неудобной для обработки земле, и составляют в сущности одно селение, одну простую общину... одну административную единицу— сельское общество», которое само переделяет по душевым паям всю удобную для обработки землю. Иное дело сложная община, столь характерная для изучаемого района: «Такие общины состоят обыкновенно из большого числа поселков, часто заключают в своем составе село или даже два и три села с деревнями, которые составляют несколько сельских обществ, состоящих очень часто, в свою очередь, каждое из нескольких околотков». Нередко встречаются общины из 5—6 и более селений, а иногда даже из 20, 30, 40 селений. Здесь общинная земля при переделах распределяется сначала между отдельными частями сложной общины (дачи) — сельскими обществами, а уж затем по паям внутри этих подразделений.
Касаясь генезиса сложной общины, В. Ф. Залеский считал ее очень древней формой, приспособленной «к нуждам редкого населения, имеющего в своем распоряжении много земли и разных угодий», и сохранившейся у марийцев и чувашей по причине консервативности их «национального характера» и приверженности к общинным устоям, Этим автором правильно замечено, что расселение по «околоткам» (мар. илемы) нисколько не мешало определенной группе населения составлять одно «общество», но в исторической сущности «сложной общины» он по-настоящему не разобрался. Здесь необходимо прибегнуть к материалам Генерального межевания, узаконившего, как мы знаем, старинные волостные («земляческие») дачи по принципу окружной межи, в пределах которой исстари существовал обычай свободной заимки земли «тутошними людьми». Возникшая уже в XIX в. земельная «теснота» заставила население этих дач перейти к описанной выше сложной системе межобщинного передела пахотных участков, но каждое «общество» было и оставалось во всем остальном самостоятельной соседской-сельской организацией.
Но если проф. Залесский настаивал на том, что общинное землевладение у коренного населения Казанской губ. было исконной самодеятельной формой организации крестьянской жизни, то проф. П. Н. Милюков вообще отказывался выводить крестьянскую общину в России из «каких-нибудь первобытных общественных форм» и считал, что средневековая тяглая община выступает только как принудительная организация, связывающая своих членов круговым обязательством в исправности отбывания лежащих на ней платежей и повинностей и обеспечивающая себе эту исправность уравнением повинностей с платежными средствами каждого члена.., тяглая община была продуктом усиленных государственных нужд и русской экономической неразвитости. Но такая тяглая община еще не есть непременно хозяйственная, какою мы знаем общину нашего времени».
Эти взгляды не встречали сочувствия еще в дореволюционное время: так, Ю. В. Готье видел определенную связь между тяглой волостью и старой крестьянской общиной свободных людей 15°, а М. М. Богословский рассматривал ту же волость как группу поселков, связанных «церковным, хозяйственным и административным единством»151.
Для историков-марксистов крестьянская соседская община феодальной эпохи —это не только административно-фискальный, но землевладельческий союз со всеми вытекающими отсюда общественно-производственными отношениями152. Подводя итоги исследованиям советских историков по вопросу о судьбах соседской общины в условиях развивающегося классового строя, акад. Б. Д. Греков писал: «Сельская община испытывает не только влияние внутриобщинных процессов, но и воздействие государства: приспособляясь к его требованиям, она изменяется сама» 153. И далее: «Земледельческая масса, организованная в общины, продолжает свое существование, но она под влиянием частной собственности на землю сильно изменила свою внутреннюю структуру. Члены общины ведут свое индивидуальное хозяйство», но «члены общины обложены податью..., по требованию власти они становятся в ряды войска, они обложены многими натуральными повинностями (подводная повинность, устройство дорог, построение крепостей и т. п.)».