Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

В местной общине он различал два типа: простой   и сложный. Простая община «обнимает небольшое число так называемых «околодков», маленьких групп дворов, которые лепятся по склонам оврагов... на неудобной для обработки земле, и составляют в сущности одно селение, одну простую общину... одну административную едини­цу— сельское общество»,  которое само переделяет    по душевым паям всю удобную для обработки землю. Иное дело сложная община,  столь характерная для  изучае­мого района: «Такие общины состоят обыкновенно    из большого числа поселков, часто заключают в своем со­ставе село или даже два и три села с деревнями, кото­рые составляют несколько сельских обществ, состоящих очень часто, в свою очередь, каждое из нескольких око­лотков». Нередко встречаются общины из 5—6 и более селений, а иногда даже из 20, 30, 40 селений. Здесь об­щинная земля при переделах распределяется    сначала между отдельными частями сложной общины (дачи) — сельскими обществами, а уж затем по паям внутри этих подразделений.

Касаясь генезиса сложной общины, В. Ф. Залеский считал ее очень древней формой, приспособленной «к нуждам редкого населения, имеющего в своем распо­ряжении много земли и разных угодий», и сохранившей­ся у марийцев и чувашей по причине консервативности их «национального характера» и приверженности к об­щинным устоям, Этим автором правильно замечено, что расселение по «околоткам» (мар. илемы) нисколько не мешало определенной группе населения составлять одно «общество», но в исторической сущности «сложной общины» он по-настоящему не разобрался. Здесь необ­ходимо прибегнуть к материалам Генерального меже­вания, узаконившего, как мы знаем, старинные волост­ные («земляческие») дачи по принципу окружной межи, в пределах которой исстари существовал обычай сво­бодной заимки земли «тутошними людьми». Возникшая уже в XIX в. земельная «теснота» заставила население этих дач перейти к описанной выше сложной системе межобщинного передела пахотных участков, но каждое «общество» было и оставалось во всем остальном само­стоятельной соседской-сельской организацией.

Но если проф. Залесский настаивал на том, что об­щинное землевладение у коренного населения Казанской губ. было исконной самодеятельной формой организации крестьянской жизни, то проф. П. Н. Милюков вообще отказывался выводить крестьянскую общину в России из «каких-нибудь первобытных общественных форм» и считал, что средневековая тяглая община выступает только как принудительная организация, связывающая своих членов круговым обязательством в исправности отбывания лежащих на ней платежей и повинностей и обеспечивающая себе эту исправность уравнением по­винностей с платежными средствами каждого члена.., тяглая община была продуктом усиленных государст­венных нужд и русской экономической неразвитости. Но такая тяглая община еще не есть непременно хозяйст­венная,  какою мы знаем общину нашего  времени».

Эти взгляды не встречали сочувствия еще в дореволю­ционное время: так, Ю. В. Готье видел определенную связь между тяглой волостью и старой крестьянской об­щиной свободных людей 15°, а М. М. Богословский рас­сматривал ту же волость как группу поселков, связан­ных «церковным, хозяйственным и административным единством»151.

Для историков-марксистов крестьянская соседская община феодальной эпохи —это не только администра­тивно-фискальный, но землевладельческий союз со все­ми вытекающими отсюда общественно-производственны­ми отношениями152. Подводя итоги исследованиям со­ветских историков по вопросу о судьбах соседской об­щины в условиях развивающегося классового строя, акад. Б. Д. Греков писал: «Сельская община испытыва­ет не только влияние внутриобщинных процессов, но и воздействие государства: приспособляясь к его требова­ниям, она изменяется сама» 153. И далее: «Земледельчес­кая масса, организованная в общины, продолжает свое существование, но она под влиянием частной собствен­ности на землю сильно изменила свою внутреннюю структуру. Члены общины ведут свое индивидуальное хозяйство», но «члены общины обложены податью..., по требованию власти они становятся в ряды войска, они обложены многими натуральными повинностями (под­водная повинность, устройство дорог, построение кре­постей и т. п.)».

Оглавление