Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

Процесс семейно-хозяйственных разделов, очень час­то сопровождавшийся выходом со старых усадов на сто­рону, был характерен и для Марийского края. Ландрат-ская перепись начала XVIII в. при подсчете ясачных дворов по деревням и починкам специально оговарива­ла, что такие-то вновь появившиеся дворы — «отдель­ные», т. е. возникшие путем «семейного» раздела, а такие-то —«прибылные», т. е. основанные пришельцами со стороны. Г. Ф. Миллер обратил особое внимание на то, что «черемиские деревни очень малы, и по боль­шей части состоят из двух токмо или трех дворов, а весьма редко бывает, чтобы в одной деревне дворов с 10 или с 20 было; такие деревни стоят часто одна от другой неподалеку». Во многих случаях это могли быть «отарища» — патронимические гнезда селений.

Г. Ф. Миллер не раскрывает причину такой дробнос­ти поселений у марийцев, но, говоря об удмуртах, под­черкивает, что они селятся «смотря по тому, сколько между дикими лесами под известное число дворов места будет, и сколько пропитания для себя и для скота най­дут». И далее он же отмечает характерное явление: «У черемис и у вотяков есть такое обыкновение: ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламы­вают иногда целые деревни и хоромное строение перено­сят на другое место; а иногда дворы оставляют и на ста­рых местах, и отдают оные охотникам в наем».

При переходе на новые усады могли образовываться поселения разного типа — родственные, изначально со­седские и смешанные. Такое явление хорошо известно по этнографическим данным, но достаточно убедитель­ных письменных материалов ранней поры по марийцам нам подобрать не удалось, поэтому ниже мы приводим документальные свидетельства об обычном порядке образования новых селений у ближайших соседей луговых марийцев — чувашей и татар Арской и Алатской дорог, т. е. на границе Марийского края.

В 1595 г. чувашская община дер. Тюбек под казан­ским пригородом Арском, состоявшая из 12 дворов, ста­ла испытывать недостаток присельской пашни, и тогда «они из своей деревни из Тюбека по той даче, для того что у них пашни мало, отделили трех человек в починок в Новый Тюбек — Максима Яковлева, да Олешку Ва­сильева, да Семена Килеева (судя по отчим именам,— не кровных родственников.— К. К-)—старые в целые яса­ки», на место, отведенное им у ключа. Спустя пять лет чувашские бобыли (3 чел.) соседней деревни Чечура от­делились от своей общины и заняли землю на целый ясак по другую сторону ключа. Сверх того в 1603 г. из деревни Старый Тюбек снова выделились три семьи и заняли землю на ключе же около своих сородичей; сели они здесь на пол-ясака, на льготе.

В 1676 г. производилась ревизия в дер. Кошлауш Алацкой дороги, где «живут татара себе усадом». При этом выяснилось следующее: «исстари де деды и отцы их и они выпущены из дер. Серди в дер. Кошлауш с старыми своими 6-ю ясаками, а вновь на тое землю учи­нили целый ясак; до иные де их братья, ясашные же татара, и с той же дер. Серди выпущены в тое же дер. Кошлауш с старыми же своими 5-ю ясаками; и стало де... многолюдно, розделились от отцов дети и от брать­ев братья; и всего стало 16 ясаков; и им де стало быть великое утеснение во многолюдстве, пашенной земли и сенных покосов стало скудно» 183. В указанном году на­селение дер. Кошлауш, в свою очередь, столкнулось с необходимостью выделять своих людей на новые по­чинки.

Приведенные данные очень интересны и показатель­ны, но чтобы не вызвать нарекания в привлечении к «марийскому вопросу» сравнительных чувашско-татар­ских материалов (что, на наш взгляд, вполне законно), сошлемся еще на один пример, из которого видно, что жившие бок о бок марийцы и чуваши придерживались сходных порядков в образовании новых усадов. Соглас

Оглавление