Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Процесс семейно-хозяйственных разделов, очень часто сопровождавшийся выходом со старых усадов на сторону, был характерен и для Марийского края. Ландрат-ская перепись начала XVIII в. при подсчете ясачных дворов по деревням и починкам специально оговаривала, что такие-то вновь появившиеся дворы — «отдельные», т. е. возникшие путем «семейного» раздела, а такие-то —«прибылные», т. е. основанные пришельцами со стороны. Г. Ф. Миллер обратил особое внимание на то, что «черемиские деревни очень малы, и по большей части состоят из двух токмо или трех дворов, а весьма редко бывает, чтобы в одной деревне дворов с 10 или с 20 было; такие деревни стоят часто одна от другой неподалеку». Во многих случаях это могли быть «отарища» — патронимические гнезда селений.
Г. Ф. Миллер не раскрывает причину такой дробности поселений у марийцев, но, говоря об удмуртах, подчеркивает, что они селятся «смотря по тому, сколько между дикими лесами под известное число дворов места будет, и сколько пропитания для себя и для скота найдут». И далее он же отмечает характерное явление: «У черемис и у вотяков есть такое обыкновение: ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламывают иногда целые деревни и хоромное строение переносят на другое место; а иногда дворы оставляют и на старых местах, и отдают оные охотникам в наем».
При переходе на новые усады могли образовываться поселения разного типа — родственные, изначально соседские и смешанные. Такое явление хорошо известно по этнографическим данным, но достаточно убедительных письменных материалов ранней поры по марийцам нам подобрать не удалось, поэтому ниже мы приводим документальные свидетельства об обычном порядке образования новых селений у ближайших соседей луговых марийцев — чувашей и татар Арской и Алатской дорог, т. е. на границе Марийского края.
В 1595 г. чувашская община дер. Тюбек под казанским пригородом Арском, состоявшая из 12 дворов, стала испытывать недостаток присельской пашни, и тогда «они из своей деревни из Тюбека по той даче, для того что у них пашни мало, отделили трех человек в починок в Новый Тюбек — Максима Яковлева, да Олешку Васильева, да Семена Килеева (судя по отчим именам,— не кровных родственников.— К. К-)—старые в целые ясаки», на место, отведенное им у ключа. Спустя пять лет чувашские бобыли (3 чел.) соседней деревни Чечура отделились от своей общины и заняли землю на целый ясак по другую сторону ключа. Сверх того в 1603 г. из деревни Старый Тюбек снова выделились три семьи и заняли землю на ключе же около своих сородичей; сели они здесь на пол-ясака, на льготе.
В 1676 г. производилась ревизия в дер. Кошлауш Алацкой дороги, где «живут татара себе усадом». При этом выяснилось следующее: «исстари де деды и отцы их и они выпущены из дер. Серди в дер. Кошлауш с старыми своими 6-ю ясаками, а вновь на тое землю учинили целый ясак; до иные де их братья, ясашные же татара, и с той же дер. Серди выпущены в тое же дер. Кошлауш с старыми же своими 5-ю ясаками; и стало де... многолюдно, розделились от отцов дети и от братьев братья; и всего стало 16 ясаков; и им де стало быть великое утеснение во многолюдстве, пашенной земли и сенных покосов стало скудно» 183. В указанном году население дер. Кошлауш, в свою очередь, столкнулось с необходимостью выделять своих людей на новые починки.
Приведенные данные очень интересны и показательны, но чтобы не вызвать нарекания в привлечении к «марийскому вопросу» сравнительных чувашско-татарских материалов (что, на наш взгляд, вполне законно), сошлемся еще на один пример, из которого видно, что жившие бок о бок марийцы и чуваши придерживались сходных порядков в образовании новых усадов. Соглас