Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
черемисских юртов насчитывалось уже не менее 100, а взрослых мужчин в них — 311. Фактически беглецов с прежних мест жительства было, вероятно, больше, так как Приказ Казанского дворца отмечал в 1681 г.: «из Казанского и из Уфимского уездов на Кунгур и в Куи-гурский уезд бегут многие русские и ясачные люди, покиня старые свои тяглые ясаки». Характерной особенностью поселения марийцев в Кунгурском уезде было то, что они поселялись чересполосно с такими же беглецами татарами, чувашами, удмуртами.
Марийская миграция имела и южное направление — на р. Танып в бассейне р. Белой. Согласно указу царя Алексея Михайловича 1657 г., «черемисы из Казанского, Уржумского, Царевосанчурского, Царевококшайского н иных уездов пришли жить по Осинской дороге по речке Таныпу». После поражения крестьянской войны 1670— 1671 гг. поток переселенцев из Среднего Поволжья усилился. Только в марийских волостях Галицкой дороги Казанского уезда в 1678 г. оказалось «впусте» несколько десятков дворов, владельцы которых сбежали «в Уфимский уезд». С другой стороны, в своем челобитье 1694 г. «Уфимского уезда Осинской, Казанские, Сибирские и Нагайские дорог башкирцы» указывали, что «те пришлые русские люди и татара, и чуваша, и черемиса, и вотяки в тех старинных вотчинах многия деревни поселили, пашни распахали и сена косят, лес много рубят».
О масштабах этнически разнородной, но устремленной в одном, восточном, направлении миграции из Среднего Поволжья свидетельствуют такие данные: из 46,8 тысяч ясачных дворов Казанской губ. оказались запустевшими в 1713 г. 10,4 тыс.; в 1716 г. 19,9 тыс. одновременно происходил быстрый рост населения Уфимского уезда — за три первых десятилетия XVIII в. с 35—40 тыс. до 100 и более тыс. человек, потому что поволжские татары «и протчие иноверцы мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда ж перешли».
Царская администрация не оставалась безучастной к массовому движению самовольных переселенцев в Южное Приуралье. На важнейших путях в Закамье стояли специальные заставы, которым велено было задерживать беглецов, возвращая их по месту прежней приписки, но на протяжении многих десятилетий эта репрессивная мера не давала предполагаемого эффекта.
Не зная толком обстановки в закамских местах, поволжские крестьяне наивно верили ходячей молве о восточных «вольготных» землях, где будто бы можно было укрыться от ясачного обложения и прочих притеснений властей, и продолжали стихийное движение в Закамье. Однако и здесь они попадали под ясачное обложение и натуральные повинности. Так, в Кунгурском уезде каждая марийская семья в конце XVII в. платила около 60 коп. ясака, или более 70 коп. оброчных денег, а в супряге с соседями несла «отъезжие службы» и ямскую повинность
Марийцы, поселившиеся среди башкир, длительное время хотя и не находились в ясачном окладе, но, становясь «тептерями и бобылями», на договорных началах с башкирскими старшинами (вотчинниками) выплачивали установленные оброки51. Об их положении П. Рыч-ков писал: «..поселились на башкирских землях, платя за них и за всякие угодия башкирцам оброки, а в казну с них почти ничего не приходило, отчего так и их в Башкирии умножилось, что башкирцы не только весь положенный на них ясачный оклад с тех на их землях поселившихся людей собирали, но и сверх того немалые прибыли от них получали и почти за своих крестьян их почитали»52