Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

В значительной части Санчуро-Яранского района рас­пространены говоры   северо-западного    наречия марийского языка, отличного от горного и лугового наречий131. Б состав этого наречия входят говоры тоншаевских, шарангских, санчурских, кикнурских, тужинских и иран­ских (по левую сторону р. Ярани) марийцев. К востоку, за рекой Яранью, с юга на север вклинивается луговое наречие, взаимодействующее с северо-западным наречи­ем, которое само по себе не представляет единого целого. Наиболее близки друг к другу яранский и тоншаевский говоры, но шарангский говор по своим особенностям тяготеет к горному наречию. Однако по мере продвиже­ния к Яранску элементы горного наречия постепенно уменьшаются, зато возрастает близость к луговому на­речию. Среди тужинских марийцев элементы лугового наречия представлены достаточно отчетливо 132.

Уже эти диалектные различия наводят на мысль о •сложном процессе формирования марийского населения Санчуро-Яранского района 133, тем не менее все упомя­нутые его группы сами себя относят к «сорокан мэ­рий», т. е. к марийцам, носящим исключительно сороки, что наряду с другими сходными элементами в одежде служит верным признаком принадлежности их к опре­деленной этнографической целостности 134.

Далее, выделенный район отличается не только сме­шанным марийско-русским составом населения, но и тем, что на протяжении XIX столетия приток русских пересе­ленцев был настолько интенсивным, что коренные марий­цы оказались и в численном меньшинстве, и разделен­ными на несколько территориально обособленных групп, и подвергшимися значительному обрусению. Территори­ально-хозяйственное взаимодействие санчуро-яранских марийцев и русских было настолько развитым и укоре­нившимся, что при организации Марийской автономной области на основании волеизъявления населения оказалось целесообразным передать в ее состав только три южных волости Яранского уезда — Притыкинскую, Ернурскую и Кадамскую.

Проникновение русских в Санчуро-Яранский район началось с учреждения в 1584 г. в верховьях Большой Кокшаги г. Царевосанчурска (Шанчурина) с уездом. В первой половине XVII в. здесь складывается особый очаг русских поселенцев различных разрядов — посад­ских, поместных, дворцовых, тяглых старожильцев и «льготных» новоприходцев. Переписная книга Царево­санчурского посада и уезда 1646 г. констатировала, что «на посаде и в уезде, в государевых и в поместных де­ревнях 404 двора крестьянских, да 4 двора бобылских, а в них 1408 человек» 135.

К сожалению, точных данных о движении русского народонаселения Царевосанчурского уезда в последую­щее время у нас нет, но, учитывая географическое поло­жение уезда (его крайнюю удаленность от Волги, но близость к русскому Поветлужью и Поюжью), а также его раннее экономическое тяготение к Устюжскому уезду 13В, можно не сомневаться в постепенном пополне­нии русской части царевосанчурского населения за счет русских приходцев из поморских уездов и, возможно, с Ветлуги. Марийскую часть населения уезда в 1681 г. составляли 690 ясачных дворов 137.

Свободному поселению русских на незанятых, «на черном лесу» землях Царевосанчурского уезда, очевид­но, способствовало расселение местных марийцев неболь­шими разбросанными группами. Г. Н. Айплатов заметил, что для Царевосанчурского и соседнего Яранского уез­дов в XVII в. было характерно деление марийского насе­ления на «десятки», отмежеванные друг от друга как отдельные «усады», но административно сведенные в волости. Так, волость Шапта делилась на шесть десят­ков, Турша — на три десятка. Южская — на четыре де­сятка и т. д. В других волостях состояло от 3 до 9 десятков.    Число    дворов в них    было    различным: от 8 до 50.

Лингвистические    и     этнографические    наблюдения XIXXX

Оглавление