Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
В значительной части Санчуро-Яранского района распространены говоры северо-западного наречия марийского языка, отличного от горного и лугового наречий131. Б состав этого наречия входят говоры тоншаевских, шарангских, санчурских, кикнурских, тужинских и иранских (по левую сторону р. Ярани) марийцев. К востоку, за рекой Яранью, с юга на север вклинивается луговое наречие, взаимодействующее с северо-западным наречием, которое само по себе не представляет единого целого. Наиболее близки друг к другу яранский и тоншаевский говоры, но шарангский говор по своим особенностям тяготеет к горному наречию. Однако по мере продвижения к Яранску элементы горного наречия постепенно уменьшаются, зато возрастает близость к луговому наречию. Среди тужинских марийцев элементы лугового наречия представлены достаточно отчетливо 132.
Уже эти диалектные различия наводят на мысль о •сложном процессе формирования марийского населения Санчуро-Яранского района 133, тем не менее все упомянутые его группы сами себя относят к «сорокан мэрий», т. е. к марийцам, носящим исключительно сороки, что наряду с другими сходными элементами в одежде служит верным признаком принадлежности их к определенной этнографической целостности 134.
Далее, выделенный район отличается не только смешанным марийско-русским составом населения, но и тем, что на протяжении XIX столетия приток русских переселенцев был настолько интенсивным, что коренные марийцы оказались и в численном меньшинстве, и разделенными на несколько территориально обособленных групп, и подвергшимися значительному обрусению. Территориально-хозяйственное взаимодействие санчуро-яранских марийцев и русских было настолько развитым и укоренившимся, что при организации Марийской автономной области на основании волеизъявления населения оказалось целесообразным передать в ее состав только три южных волости Яранского уезда — Притыкинскую, Ернурскую и Кадамскую.
Проникновение русских в Санчуро-Яранский район началось с учреждения в 1584 г. в верховьях Большой Кокшаги г. Царевосанчурска (Шанчурина) с уездом. В первой половине XVII в. здесь складывается особый очаг русских поселенцев различных разрядов — посадских, поместных, дворцовых, тяглых старожильцев и «льготных» новоприходцев. Переписная книга Царевосанчурского посада и уезда 1646 г. констатировала, что «на посаде и в уезде, в государевых и в поместных деревнях 404 двора крестьянских, да 4 двора бобылских, а в них 1408 человек» 135.
К сожалению, точных данных о движении русского народонаселения Царевосанчурского уезда в последующее время у нас нет, но, учитывая географическое положение уезда (его крайнюю удаленность от Волги, но близость к русскому Поветлужью и Поюжью), а также его раннее экономическое тяготение к Устюжскому уезду 13В, можно не сомневаться в постепенном пополнении русской части царевосанчурского населения за счет русских приходцев из поморских уездов и, возможно, с Ветлуги. Марийскую часть населения уезда в 1681 г. составляли 690 ясачных дворов 137.
Свободному поселению русских на незанятых, «на черном лесу» землях Царевосанчурского уезда, очевидно, способствовало расселение местных марийцев небольшими разбросанными группами. Г. Н. Айплатов заметил, что для Царевосанчурского и соседнего Яранского уездов в XVII в. было характерно деление марийского населения на «десятки», отмежеванные друг от друга как отдельные «усады», но административно сведенные в волости. Так, волость Шапта делилась на шесть десятков, Турша — на три десятка. Южская — на четыре десятка и т. д. В других волостях состояло от 3 до 9 десятков. Число дворов в них было различным: от 8 до 50.
Лингвистические и этнографические наблюдения XIX—XX