Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Лукина— сам глава с детьми и 2 его женатых брата (12 чел.). В починке Токтамышевом было всего 2 семьи и обе большие; одна из них состояла из главы Евсея Антропова, 2-х его женатых братьев, у которых 4 женатых сына (всего 23 чел.). Почти все население выселка Си-доркина составляли члены одного семейства в 32 чел. — отец, 7 женатых сыновей и 1 женатый внук с детьми. Выселок Верхний Пузинер составляли 13 семей, из них 4 большие с числом членов от 15 до 20 чел.218.
Столь же интересен посемейный список 1874 г. по дер. Лупанер Кузнецовской вол., в которой жили только три семьи однофамильцев общей численностью в 124 чел. В первой семье Карпа Терентьева Санникова число домочадцев достигало 55 чел. Сам Карп умер, но в одном дворе остались его женатые сыновья и внуки, женатые сыновья его родного и двоюродного братьев — всего 10 супружеских пар. Вторая семья Ивана Михайлова Санникова была поменьше — 48 чел., в том числе кугуза — большак, его женатые братья и племянники со своими женатыми сыновьями. Третья семья Савина Кондратия Санникова — 21 чел.219.
В Кузнецовской же волости на починке Семонине жили две семьи: Гурьяна Гаврилова Семонина в 58 чел. (в том числе женатые братья Гурьяна с женатыми сыновьями, двоюродный брат Гурьяна с женатыми сыновьями); Прокопия Дмитриева Семонина в 40 чел. (в том числе женатые братья Прокопия, внуки и племянники) 220. Среди населения выселка Купсола выделялись большие семьи в 29 и 32 чел. Все шесть семейств выселка Нижний Малый Сернур были большими (в 14, 16, 20, 24, 35 чел.), а одно семейство было воистину огромным — 66 чел. Соседний выселок Верхний Малый Сернур составили только две семьи, но одна из них насчитывала 37 членов, а другая — 58 221.
Из этого не следует, конечно, что марийцы Уржумского уезда жили преимущественно большими семьями, ибо и старые села, и новые выселки и починки в своем составе имели семьи различной величины, очень часто не превышающие 6—9 чел.222. Обедневшим крестьянам, не возлагавшим уже надежды на пропитание и «зажи-ток» исключительно за счет сельского хозяйства, незачем было сохранять большесемейную кооперацию, не обеспеченную к тому же достаточным количеством рабочего скота, инвентаря и т. д.; равно как таковая кооперация была обременительной обузой для предприимчивых лиц, всецело надеявшихся на собственную торгово-промышленную оборотистость. К исходу XIX в. большие семьи чаще распадаются, чем сохраняются. К примеру, в 1900 г. во вновь образованном починке Александровском (выселке из села Черемисский Би-лямор одноименной волости) состояло 26 дворов, из которых почти половина носила фамилию Городиловых, но все они жили порознь малыми семьями223.
Обращаясь к социально-бытовой обстановке в марийской деревне в целом, нельзя не заметить, что и на рубеже XX в. ее жизнь все-таки оставалась малоподвижной и во многих отношениях замкнутой. Даже будучи связанными с ближайшими торговыми пунктами, опосредствующими связи сельских жителей с внешним миром, уржумско-вятские крестьяне (они же в какой-то части кустари и охотники) обычно не выходили за пределы давно освоенных райнов. Только в зимнее время некоторые из них занимались извозом, перевозя товары из поволжских городов на местные торжки и обратно, но таких крестьян было сравнительно немного, и они не оказывали какого-либо активного влияния на окружающую застойную обстановку.
Слабая социальная мобильность коренного населения района во многом способствовала сохранению в быту старых традиционных черт, слабо поддававшихся новым влияниям. Особенно это чувствовалось в волостях с преобладающим марийским населением, например, в Сернурской округе. В других же местах описываемого района, преимущественно на севере и вдоль Вятки, в полосе постоянного русского передвижения и важных торгово-экономических коммуникаций бытовая исключительность марийцев размывалась и быстрее сходила на нет.