Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
мужская часть населения уезда по численности достигла 104,3 тыс. чел. (т. е. по сравнению с 1811 г. почти удвоилась), а чистый прирост оказался по-прежнему наибольшим в средней и южной марийских частях уезда: соответственно 62 и 45%'. За это время средняя полоса была уже значительно колонизована, но неуклонный рост численности населения в целом по уезду продолжался (в 1878 г. всего мужских душ уже 137,2 тыс.), главным образом за счет притока русских переселенцев в юго-западные лесные волости— Юкшумскую и Кундышскую (прирост за двадцать лет — 145%) ш.
Численный рост марийского населения продолжался в дореформенный период, составив в 1868 г. мужских душ 22,4 тыс. против 11 тыс. в 1811 г., но в дальнейшем этот рост затормозился, видимо, главным образом за счет обрусения многих семейств и целых деревень. В 1868 г. в Яранском уезде русских насчитывалось 229 тыс. обоего пола, а марийцев около 47 тыс., т. е. не более 17% населения147. Наиболее точные данные переписи 1897 г. показали незначительное увеличение численности марийцев: почти за тридцать лет с 47 до 50,9 тыс. обоего пола 148. Это было уже очень мало по сравнению с более чем 300-тысячным русским населением.
Но специфическая особенность движения народонаселения Санчуро-Яранского района заключалась не только в абсолютном, все возрастающем преобладании русской части над марийской. Мало того, что русские переселенцы, привлеченные удобными землями, проникали в самую глушь незанятых казенных лесов, они на правах «припущенников» во многолюдстве рассеивались по марийским общинам. И. Н. Смирнов свидетельствовал: «В значительной части смешанных селений число припущенников приближается к числу коренного населения... Местные наблюдатели отмечают путь, посредством которого русские припущенники являются в черемисских деревнях: умирает бездетным или оставляет малолетних детей черемисин; жена, побившись некоторое время с наделом, бросает его; общество за водку отдает вымо-роченный надел русскому припущеннику» 149.
Старый Вятский архив сохранил подробнейшие поселенные списки 1869 г., в которых население Яранского уезда распределено по этническому признаку на чисто марийские, русские и смешанные группы кустами и по отдельным селениям 15°. Интересны столь же подробные «Списки инородческих поселений Вятской губернии» в виде приложения к карте населенных мест на 1870 г.151. Составители этих документов разработали специальную схему учета марийского населения по кучным группам «селений черемис-христиан» и по таким же селениям, «отдельно лежащим» (в русском окружении), далее «по селениям, смешанным из черемис-христиан и русских», образующим небольшие гнезда, и по таким же смешанным селениям, но отдельно расположенным.
По Яранскому уезду на 1870 г. всего марийцев насчитывалось 36 102, живущих в 218 селениях. При этом значительная их часть (19906) была расселена в 112 деревнях, составлявших 21 группу, из которых по размеру и плотности коренного населения выделялась Ернур-ская группа (28 деревень — 6584 жителя). Около 6 тыс. марийцев жило в 35 порознь расположенных селениях. Остальная часть марийцев, причем немалая — более 10 тыс., размещалась по 70 населенным пунктам, где жили и русские — преимущественно «припущенники». Например, в Пектубаевской группе марийцев насчитывалось 514, русских — 112; в Тубаевской группе марийцев — 200, русских — 225; в Тужинской группе марийцев — 602, русских — 693; в Еманаевской группе марийцев — 183, русских — 123; в Церменурской группе марийцев — 132, русских — 194; в Маслинско-Жеребцов-ской группе марийцев — 422, русских — 183 и т. д.
И. Н. Смирнов, оперировавший данными более позднего времени, привел убедительные свидетельства прогрессирующего марийско-русского поселенного смешения. Оказывается, к 1887 г. только в четырех южных волостях Яранского уезда — Ернурской, Кадамской, Кома-ровской и Юкшумской — подавляющее большинство составляли марийцы. Но в остальных 11 волостях «в большей части черемисских деревень имеются русские припущенники и при этом в значительном количестве — в Барановской волости из 32 черемисских деревень 8 имеют русских припущенников,