Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

также украшенный вышивкой. Очень обильно украшены были шавыры тех же тоншаев­ских мариек, которые вышивали сложные узоры на полах, подоле, боках, рукавах и спине шавыра. Такие шавыры были единственными в своем роде и в других местах не встречались.

Передники не были характерны для местного жен­ского костюма. Под русским влиянием шили из грубого холста фартуки с грудками, которые надевали только на работу в поле.

В холодное время года носили суконные мыжеры, чаще из серого домотканного сукна — лудомыжер, так­же нагольные шубы — ажга. Под русским влиянием распространились своеобразные пальто — тяжёлко из самодельного сукна, крытые крашеной новиной, с ворот­ником и карманами. От русских были переняты и ко игу -ли — овчинные шубы, покрытые холстом.

Обувались женщины в лапти с белыми холщевыми и черными суконными онучами — штэр, которые носили зимой и летом, толсто наматывая на голени ног и пере­вивая лыковыми оборами.

Женским головным убором у санчуро-яранских ма­рийцев была сорока. Первое письменное упоминание о сороке у марийцев содержится в документе 1791 г., в котором говорится о раздаче женам новокрещенов 30 со­рок «шитых шелком» и 30 волосников «выбойчатых» 169. Сорока проникла, к марийцам, вероятно, из Устюжского уезда. Из описания Вологодского наместничества конца XVIII в. известно, что в Поюжье «женщины на головах своих носят отменный несколько убор, называемый круг­лые сороки» 170.

По данным академика И. И. Лепехина, прилузско-летские коми, испытавшие сильное культурное влияние устюжан, также «головы накрывают сороками, которые впереди с навесом, и вышиты разноцветным гарусом»171. По покрою сороки летских коми ничем не отличались от марийских172.

Заимствовав от русских форму головного убора и его название, марийцы перенесли на него свои традиционные приемы орнаментации вышивкой, выработав особый стиль украшения, характерный только для сорок.

Трудно сказать, какой головной убор бытовал в этом районе до распространения сороки. Обнаруженный нами в Государственном архиве Кировской области документ, датированный 1791 г., о покраже «черемисской жонкой», бывшей в гостях, шурки (высокий женский головной убор на твердой основе) с нашитыми на ней старинны­ми серебряными монетами, свидетельствует о том, что шурка была известна в прошлом и санчуро-яранским марийцам 173.

В пореформенный период сорока имела здесь повсе­местное распространение. Она состояла из очелья, к ко­торому пришивался «хвост», покрывавший темя и спус­кавшийся на спину. С боков к очелью пришивались «крылья», завязывавшиеся на затылке. Сороку изготов­ляли из тонкого льняного холста и богато покрывали вышивкой, причем каждая часть сороки имела особый орнамент: сорока сэньке — налобная вышивка, сорока пац — на  «хвосте», сорока пелэкш — на «крыльях»174.

На старинных сороках преобладали зооморфные мо­тивы орнамента, на более поздних — растительные и геометрические.

Оглавление