Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Остальное поголовье домашнего скота содержали на голодном рационе: «У крестьян, в особенности у черемис, как бы они ни были богаты или бедны, корм скота ограничивается лишь одной ржаной соломой, отчего скот при выпуске на поле бывает очень тощ и некоторые коровы еле держатся на ногах»97.
В Царевококшайском уезде повсюду господствовала трехпольная система земледелия. Озимое поле засевали рожью, яровое — преимущественно овсом, «остальная часть поля засевается прочими яровыми хлебами... ячменем, ярицей, гречей, горохом, льном и коноплей»98. Конопляникам уделялось особое внимание: по замечанию земских статистиков, «черемисы носят все белье пеньковое собственного изделия, почему мы у них во всех селениях встречали небольшие полоски, сильно и ежегодно удобряемые для посева конопли, которая высевается в озимой и яровой сменах»99.
В конце XIX в. наблюдались местные различия в употреблении типов пашущих орудий. В западных волостях— Арбанской, Вараксинской и Кузнецовской, где большинство населения составляли русские, — вспашка производилась исключительно пароконной косулей вятского типа. Для марийских волостей более привычной была «перовая» соха с перекладной полицей и «коса?!» соха («с брылой» и деревянным отвалом). В волостях Сотнурской и Шигаковой, где чувствовалось татарское влияние, применялся сабан 10°.
Красноречивым свидетельством того, что земледельческая техника марийцев зависела не только от кх производственных потребностей, собственного' опыта агрикультуры, влияний соседей, но и от общих экономических свойств их неблагополучного хозяйства, является следующее наблюдение агрономов конца XIX в.: «В настоящее время глубоко пашущие орудия, треоую-щие большого количества конной рабочей силы (пароконная косуля и сабан), вытесняются одноконной косулей и сохой. В Ронгинской волости крестьяне говорили, что лет 50 тому назад пахали сабаном, который потом был вытеснен пароконною косулей; в свою очередь пароконная косуля в настоящее время уступает место одноконной косуле и вятской сохе. Этот переход крестьяне объясняют сравнительным уменьшением конной рабочей силы и утоньшением почвенного слоя до 2—3 вершков, вследствие чего глубокая вспашка является невозможной» 101.
Крестьянскую реформу население Кокшайско-При-волжского района встретило в состоянии полунатурального способа производства, опиравшегося на мелкособственнический патриархально-общинный уклад, экономически подчиненный самодержавному государству и в какой-то степени торговому капиталу. Для этого времени верным показателем экономического уровня было состояние торгов и промыслов. Но если в соседнем Козьмодемьянской уезде и уездах Вятской губ. в этот период была уже достаточно развита крестьянская торговля, выходившая за рамки обеспечения уплаты государственных податей102, то в Царевококшайском уезде положение было иным. В 1861 г. «про торговлю Царе-вококшайского уезда можно сказать: как уезд беден по недостатку земли и урожай хлебов весьма скуден, отчего крестьяне обязаны заниматься прежде всего другими работами для прокормления своих семейств и скота и уплаты податей, а не для роскоши и излишества. Кроме того уезд лежит в глуши, где не проходит никакой большой тракт, почему и не может быть значительного сбыта изделий на месте в другие руки» 103.
Сельское хозяйство не удовлетворяло даже самых скромных собственных нужд крестьян. Малоземелье и неустойчивость многих крестьянских хозяйств были непреходящим явлением. Поэтому превращение таких хозяйств в товаропроизводящие никак