Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

селений Сернурского ку­ста и примыкающих к нему волостей можно было назвать по преимуществу марийскими.

Примерно в таком же направлении (но в иных мас­штабах) протекал процесс движения народонаселения в Малмыжском уезде, где марийцы в 1887 г. составля­ли 6 с небольшим процентов 199. По И. Н. Смирнову, в этом уезде «из 11 волостей, в которых имеются череми­сы, только в Шудинской и Арборской нет смешанных черемисско-русских селений; в остальных 9 черемисы или по большей части, или исключительно живут с рус­скими» 200.

Марийцы Уржумско-Вятского района соседствовали не только с русскими, но и с татарами, удмуртами, а в Елабужском уезде и с башкирами201. Довольно много удмуртов жило в Малмыжском уезде, но их влияние на марийцев прослеживалось слабо. Напротив, татар­ское влияние было довольно значительным, особенно в Турекской вол. Уржумского уезда, где соотношение по численности жителей в 1858 г. распределилось следую­щим образом: татар—51,1%, русских — 37,4, марий­цев — 17,5% 202. В Малмыжском уезде марийское насе­ление настолько овладело татарским языком, что он давно уже стал их вторым родным языком203.

Заслуживает упоминания и то обстоятельство, что марийцы Уржумско-Вятского района, за исключением немногих обиходных слов, совсем не знали удмуртского языка, хотя и соприкасались с его носителями204. Зна­ние же русского языка совершенствовалось по мере территориально-соседского смешения с русскими припу-щенниками и в связи с выходом марийцев на торговые пути и на промыслы Вятско-Камского края. Однако по сравнению   с   санчуро-яранскими   марийцами   «уржумские и малмыжские черемисы (южных волостей) гово­рят уже с меньшей правильностью, хотя все же лучше царевококшайских»205. Очевидно, это объяснялось тем, что русские поселенцы проникли в толщу уржумско-вятских марийцев намного позднее, чем в марийскую же среду Яранского уезда.

В хозяйственно-экономическом отношении Уржум-ско-Вятский район представлял собой составную часть Вятско-Камского хлебопроизводящего и лесопромышлен­ного района, имевшего тяготение к единой транспортной системе Вятки — Камы — Волги. Для марийских кресть­ян Уржумского уезда важнейшим внешним экономиче­ским центром была близлежащая (в Яранском уезде) русская слобода Кукарка20<3. Связи уржумско-вятских марийцев с царевококшайскими и иранскими марийца­ми оформлялись традиционно по линии религиозно-куль­товой (большие моления с жертвоприношениями), но меньше по линии товарного взаимообмена.

В отношении хозяйственной специфики в Уржумско-Вятском районе не наблюдалось существенных отличий от вышерассмотренного Санчуро-Яранского района. Удобной земли здесь было достаточно (на средний ма­рийский двор в Уржумском уезде -— 11 дес, в Малмыж-ском—18,2 дес), почва отличалась плодородием. Зна­чительные площади занимали леса, в которых можно было заниматься охотой, бортничеством и заготовкой разного сырья 207.

Сельское хозяйство решительно преобладало над всеми другими видами крестьянских занятий, оно же давало главную массу товарной продукции. Однако и в этом районе благосостояние населения очень зависело от природной стихии, обеспеченности рабочим скотом и способов обработки почвы. Хороший урожай год на год. не приходился. Так, по свидетельству податного инспек­тора 2-го участка Уржумского уезда урожай 1908 г. «был удовлетворительный: рожь 42 пуда, овес 46 пудов с десятины. Осенью и зимой заготовлено было: ржи до 300 000 пудов, овса до 100 000 пудов. Означенный хлеб увезен гужом в Казанскую губернию, слободу Кукарку, частью на Медведок и частью в Турек... Урожай 1909 г. был озимых плохой — 22 п., яровых очень хороший — 62 п. с десятины. Заготовок сделано ржи до 50 000 п, и овса до 500 000 п.» т.

Оглавление