Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
, «15 сентября при деревне Торешкибаре собралось с разных уездов до 2000 чел.»232 и т. д.
Православное духовенство оказалось не в состоянии преодолеть тягу марийского крестьянства к прежним богам. Но, стремясь овладеть сознанием своей паствы, духовенство нередко прибегало к христианскому богослужению на «языческих» капищах, в частности, «11 сего октября (1903 г. — К- К.) в лесной роще крестьян деревни Большой Лумари Кужнурской волости крещеными черемисами производилось моление по языческому обряду с жертвоприношением скота и птиц, куда стекалось народа из разных селений Кужнурской и других волостей. На сделанное со стороны полиции предупреждение, а также со стороны священно-церковно-служителей села Толмани увещание об оставлении обряда языческого моления черемисы, не уходя из лесной рощи, согласились на месте мольбища отслужить моле-' бен, что священнослужителями и было исполнено. По окончании молебствия черемисы с имеющимися у них принесенными из дома иконами Спасителя и Божьей матери стали молиться по языческому обряду, читая молитвы на черемисском языке» 233.
Во второй холовине XIX — начале XX в. Сернурская волость и ее окрестность (Кюпрян-сола и т. д.) по-прежнему была центром религиозной жизни Марийского края. Здесь совершались наиболее многолюдные моления, на которые собиралось по нескольку тысяч марийцев 234.
Родо-племенные культы проявлялись и в других сторонах дохристианских религиозных верований марийцев Уржумско-Вятского района. Особенно ярко был представлен культ предков, отправлявшийся отдельными патронимиями. Марийцы верили, что душа покойника сорок дней не покидает свой дом и ее нужно «кормить» и «поить» все это время. С этой целью для нее каждый день оставлялась пища. В сороковой день «о-сле похорон устраивали торжественные поминки—окончательные проводы умершего на тот свет. В этот день собирались все члены патронимии. Кто-либо из близких родственников ездил на кладбище «приглашать» покойника и всех других умерших родичей на торжество. Роль покойника играл какой-либо человек одного с ним возраста, надевавший одежду умершего. В поминках принимал участие карт (жрец), который читал перед зажженными свечами импровизированные молитвы с просьбами ко всем умершим родственникам всячески помогать живым.
Поминки проходили весело с плясками под игру на пузыре (волынке). Все старались, чтобы «покойник» «остался доволен устроенным в его честь празднеством. В Сернурской волости некоторые участники поминок исполняли свои собственные напевы без слов на придуманные ими самими мотивы 235.
Уржумско-вятские марийцы по своим культурно-бытовым особенностям довольно резко выделялись среди других групп марийцев, чему в значительной степени способствовало длительное сохранение ими многих довольно древних черт традиционной культуры. Особенно это проявлялось в волостях со значительным процентом коренных жителей, в частности в Сернурской, служившей своеобразным притягательным центром для всего окружающего марийского населения.
Мы рассмотрели основные этнографические районы дореволюционного Марийского края, отличавшиеся своеобразными особенностями хозяйства, быта и психологии коренного населения. Эти различия были вызваны «земляческим» характером господствующих в крестьянской жизни социально-экономических связей, то есть тех связей, которые сопутствовали неизжитой еще патриархальщине, слабым межрайонным контактам по линии экономической и культурной, неразвитости общественно-политических отношений. Вторгшийся в жизнь марийского крестьянства торгово-ростовщический (и лишь отчасти промышленный) капитализм не произвел здесь сколько-нибудь заметного прогрессивного переворота. Путь к обновлению культуры и быта марийского народа лежал только через Октябрьскую революцию и строительство социализма.