Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

не вытекало из их собственных внутренних потенций. Небольшой сбыт давали охота и рыболовство ш. Но чаще, в случае неурожая, крестьяне-бедняки «продавали своих коров для того, чтобы вырученными деньгами заплатить свои по­дати» 105.

Казалось бы, бедствуя на собственном наделе, зна­чительная часть марийского крестьянства должна была обратиться к столь типичному для неплодородных об­ластей отходничеству. Но такое явление для Царево-кокшайского уезда не было характерным, точнее оно не приняло здесь сколько-нибудь массового масштаба. Даже в конце 1880-х годов «крестьянские переселения в уезде еще очень ничтожны и особенного значения не имеют; это отдельные случаи, вызванные причинами случайными, а не желанием заняться промыслом, тор­говлей и пр.» 106. Число отходников, подолгу живших на стороне, на 1887 г. по уезду составляло 1053 чел., или 1,06% населения, в том числе марийцев — 0,03% 107-Большинство нуждавшихся крестьян предпочитало ис­кать заработки в пределах уезда, не отрываясь подол­гу от родного селения и собственного хозяйства.

Виды мелких крестьянских «заработков» были раз­личными: отлучка на уборку урожая, на заготовку и сплав леса по местным рекам, извоз и т. д. Большое значение в жизни здешнего края имела лесопромыш­ленная деятельность, но, давая высокие барыши пред­принимателям, она оставляла сезонных лесорабочих в бедности и тяжелейших производственно-бытовых усло­виях 108. Традиционное неземледельческое занятие — дранье лык и изготовление мочала, рогож и кулей — не могло успешно развиваться по причине опустошения крестьянских лесов, в «оброчные статьи» в казенных лесах за особую плату перехватывались скупщика­ми-раздатчиками сырья для наемной работы на дому.

Наиболее развитым чисто крестьянским промыслом в Царевококшайском уезде была сухая перегонка дере­ва — смоло- и дегтекурение, в наибольшей степени распространенные в Моркинской, Себе-Усадской и Ронгин-ской волостях.

Заводская промышленность в Кокшайско-Приволж-ском районе представлена тремя предприятиями: вино­куренным заводом близ Царевококшайска (в 1897 г. при 38 рабочих), стекольном заводом в Моркинской вол. (112 рабочих) и другим стекольным заводом в селе Воскресенском Сотнурской вол.   (466 рабочих)111.

Развитие всероссийского рынка втягивало в боль­ший или меньший торговый оборот и население захо­лустных местностей Марийского края. Наряду с город­ским царевококшайским рынком в Кокшайско-Привол-ском районе к 1861 г. складываются сельские тор­говые центры. Своими базарами и ярмарками были известны селения Ежево, Большое Акашево, Морки, Сотнур ?12. В пореформенный период местная торговля хотя и медленно, но все же продолжала развиваться. К исходу XIX в., не считая Царевококшайска, который так и не стал сколько-нибудь крупным торговым цент­ром ш, ярмарочная торговля существовала в восьми (из одиннадцати) волостях Царевококшайского уезда114. Собирались и еженедельные сельские базары, напри­мер, в Морках115.

Этнографически Кокшайско-Приволжский район ин­тересен прежде всего тем, что, несмотря на его цен­тральное положение в Марийском крае, бытовой уклад его населения до самой революции характеризовался наиболее стойким сохранением традиционных черт, в такой мере, что этнографы, желавшие иметь наиболее полное представление о прошлом культуры марийцев, обычно работали в этом районе. В наибольшей степени это наблюдалось, однако, не в западных, а скорее в восточных и юго-восточных волостях аревококшай­ского уезда — Сотнурской, Моркинской и Себе-Усад­ской.

Оглавление