Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
не вытекало из их собственных внутренних потенций. Небольшой сбыт давали охота и рыболовство ш. Но чаще, в случае неурожая, крестьяне-бедняки «продавали своих коров для того, чтобы вырученными деньгами заплатить свои подати» 105.
Казалось бы, бедствуя на собственном наделе, значительная часть марийского крестьянства должна была обратиться к столь типичному для неплодородных областей отходничеству. Но такое явление для Царево-кокшайского уезда не было характерным, точнее оно не приняло здесь сколько-нибудь массового масштаба. Даже в конце 1880-х годов «крестьянские переселения в уезде еще очень ничтожны и особенного значения не имеют; это отдельные случаи, вызванные причинами случайными, а не желанием заняться промыслом, торговлей и пр.» 106. Число отходников, подолгу живших на стороне, на 1887 г. по уезду составляло 1053 чел., или 1,06% населения, в том числе марийцев — 0,03% 107-Большинство нуждавшихся крестьян предпочитало искать заработки в пределах уезда, не отрываясь подолгу от родного селения и собственного хозяйства.
Виды мелких крестьянских «заработков» были различными: отлучка на уборку урожая, на заготовку и сплав леса по местным рекам, извоз и т. д. Большое значение в жизни здешнего края имела лесопромышленная деятельность, но, давая высокие барыши предпринимателям, она оставляла сезонных лесорабочих в бедности и тяжелейших производственно-бытовых условиях 108. Традиционное неземледельческое занятие — дранье лык и изготовление мочала, рогож и кулей — не могло успешно развиваться по причине опустошения крестьянских лесов, в «оброчные статьи» в казенных лесах за особую плату перехватывались скупщиками-раздатчиками сырья для наемной работы на дому.
Наиболее развитым чисто крестьянским промыслом в Царевококшайском уезде была сухая перегонка дерева — смоло- и дегтекурение, в наибольшей степени распространенные в Моркинской, Себе-Усадской и Ронгин-ской волостях.
Заводская промышленность в Кокшайско-Приволж-ском районе представлена тремя предприятиями: винокуренным заводом близ Царевококшайска (в 1897 г. при 38 рабочих), стекольном заводом в Моркинской вол. (112 рабочих) и другим стекольным заводом в селе Воскресенском Сотнурской вол. (466 рабочих)111.
Развитие всероссийского рынка втягивало в больший или меньший торговый оборот и население захолустных местностей Марийского края. Наряду с городским царевококшайским рынком в Кокшайско-Привол-ском районе к 1861 г. складываются сельские торговые центры. Своими базарами и ярмарками были известны селения Ежево, Большое Акашево, Морки, Сотнур ?12. В пореформенный период местная торговля хотя и медленно, но все же продолжала развиваться. К исходу XIX в., не считая Царевококшайска, который так и не стал сколько-нибудь крупным торговым центром ш, ярмарочная торговля существовала в восьми (из одиннадцати) волостях Царевококшайского уезда114. Собирались и еженедельные сельские базары, например, в Морках115.
Этнографически Кокшайско-Приволжский район интересен прежде всего тем, что, несмотря на его центральное положение в Марийском крае, бытовой уклад его населения до самой революции характеризовался наиболее стойким сохранением традиционных черт, в такой мере, что этнографы, желавшие иметь наиболее полное представление о прошлом культуры марийцев, обычно работали в этом районе. В наибольшей степени это наблюдалось, однако, не в западных, а скорее в восточных и юго-восточных волостях аревококшайского уезда — Сотнурской, Моркинской и Себе-Усадской.