Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Тесное экономическое и культурное взаимодействие санчуро-яранских марийцев и окружающего русского населения приводило к постепенному внедрению в самобытный этнографический уклад местных марийцев различных элементов культуры русских крестьян. Но это внедрение осуществлялось в значительной степени не путем простой замены одних элементов культуры другими, а зачастую путем постепенного приспособления традиционных культурных явлений к новым заимствованиям, и в дальнейшем это культурное взаимодействие протекало в общем русле этнических процессов, происходивших в местном крае в пореформенный .период.
УРЖУМСКО-ВЯТСКИЙ РАЙОН
В состав обширного и этнографически своеобразного Уржумско-Вятского историко-культурного района нами включены группы марийского населения, жившего вперемежку с русскими, татарами и отчасти удмуртами в центральных и юго-восточных уездах Вятской губ. — Уржумском, Нолинском, Котельническом, Малмыжской, Елабужском и Сарацульском ш. По данным переписи 1897 г., эти территориально размежеванные и разбросанные на значительном пространстве марийские группы все вместе насчитывали около 90 тыс. чел. (24,7% марийского населения вообще), что по численности было немногим меньше собственно восточных марийцев Пермской и Уфимской губ. (96,2 тыс. чел.) и намного больше, чем соседних с ними марийцев царево-кокшайских (61,6 тыс, чел.) и яранских (51 тыс. чел.) 182.
Среди интересующего нас населения . Уржумско-Вятского района по численности и компактности расположения в конце XIX в. выделялись марийцы уржумские (73 тыс. чел.) и малмыжские (10,4 тыс. чел.) 183, на заре русской колонизации составлявшие ядро населения Алатской и отчасти Арской дорог Казанского уезда, Кукарской, Малмыжской и Казанской дорог Уржумского уезда. Все эти группы, за исключением поздних поселенцев на р. Кильмези, располагались по правую сторону р. Вятки. Наиболее северной марийской группой в Вятском правобережье следует, видимо, считать исторически несколько загадочных марийцев Котельнического уезда, о которых существуют предания как о воинственных противниках удмуртов и русских вятчан 184; но в XIX в. они были очень малочисленны (в 1897 г. — всего 610 чел.), представляя собой остаток старожилов, отчасти обрусевших, а отчасти давно уже переселившихся под русским натиском к югу вдоль р. Вятки185. Елабужские и сарапульские марийцы (в 1897 г. их насчитывалось соответственно 7,4 тыс. чел. и 2,4 тыс. чел.) считаются давними поселенцами в Нижнем Прикамье, но сюда пришли со стороны Малмыжского и Уржумского уездов186. Вероятно такой же была судьба небольшой группы марийцев Мамадыш-ского уезда Казанской губ., разместившейся по правую сторону Нижней Вятки среди преобладающего татарского, русского и удмуртского населения 187.
В целом марийское население Уржумско-Вятского .района претерпело за три столетия (XVII—XIX вв.) так много перемещений и смешений, что как следствие этого образовалась очень пестрая картина диалектных группировок и размежеваний. Западную часть района (бывш. Алатская дорога) занимали близкие друг другу локальные разновидности сернурского говора лугового наречия, восточная граница которого ныне проходит по линии: завод «Мариец» — Мосара — Мари Китня — Изи Морко и далее на северо-восток к р. Вятке 188.
На востоке, в полосе Вятки, к сернурскому говору территориально примыкают говоры уржумский, киль-мезьский и малмыжский (им близок сардаяльско-арбор-ский говор совр. Мари-Турекского р-на МарАССР), которые до некоторой степени можно считать одним диалектом, сочетающим в себе черты лугового и собственно восточного (начиная с Прикамья) наречий марийского языка189. По мере продвижения с северо-запада на юго-восток и с запада на восток элементы восточного :наречия встречаются все больше и, наоборот, ближе к границам МарАССР их становится меньше. Здесь уже начинают преобладать особенности лугового наречия 190.
Локальные различия внутри уржумско-малмыжской .диалектной группы обладают той своеобразной особенностью, что они не имеют четкого территориального распределения, образуя сложную сетку переплетающих-•ся между собой изоглосс. По 3. В. Учаеву, «при единообразии фонетических особенностей та или другая местность имеет лексическое различие, или, наоборот, -при одинаковой лексической особенности имеется лексическое расхождение. Это различие замечают сами представители изучаемого диалекта, иногда даже посмеиваются друг над другом»