Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Отходничество на заработки в чужие края для иранских марийцев также не было характерно, как и для царево-кокшайских марийцев, но препятствием этому в данном случае служило не плохое владение русским языком, а отсутствие ремесленной квалификации 158.
Обычной системой полеводства было плодосменно-паровое трехполье с элементами перелога и лесной новины. Истощенным землям давался «отдых» на время от 6 до 10 лет. Среди хлебных злаков преобладали рожь и овес, в небольшом количестве высевались ячмень, пшеница, полба, гречиха. Уже в середине XIX в. привычным стало выращивание картофеля 159, который местами был то огородной, то полевой культурой. По обочинам ново-расчищенных участков высевалась репа. Приусадебные полоски отводились под различные овощи и посадки хмеля. Большое внимание уделялось посевам льна и конопли. Сколько-нибудь развитое садоводство отсутствовало 160. О состоянии скотоводства земская ведомость свидетельствует: «Полагая крестьянскую семью в 4 души мужского и женского пола, на каждое хозяйство придется по 11/5 лошади, по две скотины рогатого скота и по З'/г мелкого скота»16!. Некоторое значение имело пчеловодство, но ему уже не уделяли такого внимания, как в XVIII в., когда в окрестных лесах существовали обширные бортные угодья 162.
В начале пореформенного периода яранские марийцы обрабатывали поля перовой сохой и сохой-черкушей, приспособленной для легких песчаных почв, и деревянной бороной.
С 1870-х годов в Яранском уезде начинает распространяться косуля. К марийцам ее принесли русские переселенцы с Вятки. Позднее косуля — одноконная и пароконная — стала общеупотребительным орудием 163, но до самой революции наряду с ней сохранялась соха-черкуша. Косулей пользовались преимущественно на тяжелых глинистых почвах, а черкушей пахали песчаные почвы. Часто эти орудия употребляли одновременно: косулей поднимали пар, затем сеяли под черкушу. В начале XX в. появились многозубые черкуши-бороны, представлявшие собой треугольную раму с насаженными на нее под прямым углом в шахматном порядке узкими лемехами-зубьями.
В предреволюционные годы техника агрикультуры Яранского уезда характеризовалась сочетанием традиционных и улучшенных орудий и приспособлений. Если в 1870-х годах бороны с деревянной станиной и железными зубьями были очень редкими, то 30—40 лет спустя они стали употребляться во многих индивидуальных хозяйствах 164. Вводился также обычай обрабатывать поля катками после бороньбы. Уборку урожая производили серпами, но горох всегда косили. Наряду со старинной горбушей, очень удобной для косьбы среди зарослей и кочек, вошли в обиход косы-литовки 165.
Снятый хлеб сушили в овинах — обычно ямного типа, но в сырых местах также верхового типа. Хлеб молотили цепами на гумнах, расположенных подле овинов. Молотильным орудием был и «медведко» («медведь») — деревянный каток, усаженный деревянными шипами 166.
Былое богатство Яранского уезда рыбой, лесной и водной дичью, крупными животными и пушным зверем катастрофически оскудело к началу пореформенного периода. Рыболовство и охота в концу XIX в. не играли никакой существенной роли в хозяйстве местных крестьян.
Как и в соседнем Царевококшайском уезде, марийцы Яранского уезда в больших размерах занимались смоло- и дегтекурением 167.
Уже в начале пореформенного периода обнаружилась хозяйственно-торговая специализация Санчуро-Яранского района, развивавшегося независимо от Кок-шайско-Приволжского района, хотя и связанного с ним рыночными отношениями. Санчуро-Яранский район имелсобственные торговые центры и лесную промышленностьс экономическим тяготением к Вятке.
Этнографический уклад санчуро-яранских марийцевинтересен тем, что в нем произошло своеобразное слия- 'ние традиционных марийских и приобретенных русскихэлементов культуры. В пореформенный период марийские селения обновлялись по образу русских за счет I