Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Кроме того, во дворе могла быть и третья изба, если семья не помещалась в двух основных. Примечателен мест­ный обычай загодя готовить срубы для изб, которые могли годами храниться в разобранном виде на случай внезапного пожара или выдела из семьи женатого сына.

Малые семьи размещались в одной избе, к которой пристраивались сени, причем последние редко были капи­тальным строением. Часто рядом с сенями в одну линию ставили двухэтажные  амбары,  но вход в  них  был со двора, а из сеней часто вела лестница на галерею второ­го этажа амбара. Трехраздельная планировка из избы, се­ней и клети, подобно русской, здесь распространилась довольно поздно, только к концу XIX в.

В привятском крае долго сохранялись курные избы с глинобитной печью, топившейся по-черному. Избы на улицу смотрели двумя окошками с волоковыми рамами, затянутыми бычьим пузырем. Последние такие избы ис­чезли только в начале XX в.

Дома и хозяйственные постройки по-старинке соору­жались только с помощью топора, без применения же­лезных гвоздей, железных петель и т. д. Крыши изб были двускатными, сначала на самцах, потом на стро­пилах, покрывались колотыми досками, которые свои­ми концами упирались в жолоб, поддерживаемый ес­тественными крюками-«курицами», прикреплявшимися к слегам крыши. Таким же способом покрывались хо­зяйственные постройки, только вместо колотых досок, особенно на хлевах, использовалась солома.

Пришедшие на смену курным белые избы по внешне­му виду мало чем отличались от первых: на улицу по-прежнему выходило два небольших окна, рамы долгое время были задвижными, а не на петлях, причем зимой никогда не вставлялась вторая рама, и окна покрывались изнутри толстым слоем льда. Избы не имели никаких внешних украшений, даже карнизов. Только редкие за­житочные крестьяне украшали свои избы резьбой, под­ражая русским.

По внутренней планировке марийская изба почти во всем напоминала русскую. Отличие заключалось в том, что для марийцев не было характерным отделение кух­ни перегородкой от остальной части избы, а также в том, что в обычной русской печи над шестком подве­шивался котел. Повторяя татарский обычай, во многих деревнях котел располагали сбоку печи, устраивая под ним особую топку, причем котел вначале был съемным, а затем его стали вмазывать наглухо.

В марийских селениях, соседящих с татарскими, в домах устраивались небольшие нары, на которых спали, но для большинства марийских селений нары в домах не были характерны. На ночь семья размещалась на давках, к которым для ширины приставлялись скамей­ки, на день постельные принадлежности складывались в кутнем углу. Во всех домах были полати, которые также использовались, для сна.

Пореформенный период не ознаменовался сколько-нибудь существенными изменениями в комплексе одеж­ды уржумско-вятских марийцев. Даже мужской костюм, который в других районах раньше, чем женский, изменялся под внешним    влиянием, здесь вплоть до конца Х1Х^столетия сохранял свои традиционные черты

Как и прежде, тувыр (мужская рубаха) украшался вышивкой, которая резко отличала ее от рубах дру­гих марийцев. Вышивка окаймляла не только разрез ворота, но дополнительно параллельной полосой шла вокруг разреза, переходя через левое или правое плечо на спину и заканчивалась углом на спине226. Особенно красочны были рубахи сернурских марийцев, ко всему лрочему снабженные по подолу специальным узором — знаком половой принадлежности. Штаны носили пор-тяные, не крашеные, по покрою «с широким шагом» ловерх которых в зимнее время надевали вторые шта­ны — суконные 227.

Оглавление