Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Русские, как и марийцы, подносили подарки родне жениха, но обычно это были куски холста и платки, тогда как у марийцев — одежда, женские головные уборы и платки.
В браки марийцы, как и русские, вступали по сватовству. Жених и невеста обычно не знали друг друга. Невесту подыскивали родственники и давали знать родителям жениха. Сватать ее отправлялись жених, его отец, сват или сваха из родственников жениха. Сваты имели при себе кожаную сумку — кису с угощением для родных невесты. В доме невесты с ее родителями поначалу происходил иносказательный разговор, примерно следующего содержания: «У вас есть яблоня, яблоки поспели, продавать надо». — «Еще рано, не созрели». — «Созреют, падать будут, тогда поздно» и т. д. Если родители сразу не отказывали, то сваты ставили на стол принесенное угощение. Первыми угощали родителей невесты, затем невесту. Если девушка не хотела выходить замуж, то роняла стакан с вином на пол, что означало отказ. Иногда этот отказ действовал, если родители по каким-либо соображениям сами хотели отказать, в противном же случае девушке насильно вливали вино в рот. После этого приглашали в дом ближайших родственников невесты и начиналось угощение. При сватовстве шел разговор об алнэ (калым) и кузэк (приданое), а также о невестиных подарках, которые по обычаю полагались родным жениха.
В ближайший день после сватовства родственники невесты досконально знакомились с имуществом дома жениха (это называлось «смотреть дом»). Затем устраивались смотрины невесты женихом и его ближайшими родственниками, опять-таки с угощением и весельем. Во время, оставшееся до свадьбы, невеста вместе с подругами занималась приготовлением недостающих подарков для ближней жениховой родни.
Большой наплыв нового русского населения в Санчу-ро-Яранский район вносил оживление в местный общественный быт, оказывал влияние на религиозную жизнь марийцев. Некоторые марийские празднества, такие, как шорок йол, семик, постепенно теряли свой самобытный колорит, другие же, как например девичий праздник удыр йуаш (девичий пир), стойко сохранялись и в первые десятилетия XX в.
«Девичий пир» устраивался осенью, после окончания полевых работ, в разных деревнях в различное время. Это был веселый праздник, не имевший никакого религиозного оттенка. Главными действующими лицами на нем были девушки, которые накануне ходили по всей деревне, собирали солод для приготовления пива в одном из домов, предоставленном его Хозяевами в полное распоряжение празднующих. Каждая участница праздника вносила в общий котел различные угощения — блины, вареную курицу т. п.
На праздник собиралась вся деревня от мала до велика, приходили также люди из соседних деревень — всем хотелось посмотреть на веселье, которое продолжалось фактически всю ночь и после небольшого перерыва — весь следующий день. Девушки обносили присутствующих пивом, в первую очередь музыкантов — пузырщика и барабанщика, без которых не обходилось ни одно веселье. На празднике много пели, плясали, устраивали театрализованные представления, участники которых наряжались в разные костюмы и высмеивали местное начальство, попа, своих однодеревенцев.
В религиозном отношении местное население несколько отличалось от марийцев других районов. Окруженное православными русскими и жившее под постоянным наблюдением духовенства, оно было стеснено в открытом совершении дохристианских обрядов. В пореформенный период здесь уже не проводились крупные моления, на которые собирались бы верующие из разных отдаленных мест, как это было в Уржумском ш Царевококшайском уездах. Но как и в других местах, христианизация Яранского уезда носила чисто поверхностный характер; новокрещены, соблюдавшие под давлением духовенства православные обряды, фактически, не порывали полностью с прежними верованиями.
Число общественных молений и жертвоприношений: в целом сокращалось, но, несмотря на преследования церкви и местных властей, они все же совершались по случаю стихийных бедствий или по стойкой традиции в связи с заботой об обеспечении урожая.
Так, например, в июне 1827 г. новокрещены Кор-демской волости из деревень Оршинской, Кордемучаша, Кордемтюра, Кодама и Васильевой совершили в лесу» жертвоприношение. Один из привлеченных к ответственности, крестьянин Ефим Иванов, показал, что «...