Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Под сорокой носили холщевую шапочку с берестяной распоркой, на которую надевались очелье сороки. В кол­лекциях Музея этнографии народов СССР есть такие сороки, очелья которых в длину достигают 20 и более сантиметров. Эволюция сороки шла в сторону уменьше­ния очелья, а местами также соединения в единое целое позатыльня с налобником и боковых полосок, так что получалась шапочка, сохранявшая все орнаментальные особенности сороки. Сороку покрывали платком — пит, который изготовлялся из тонкого домашнего холста, по краям украшался узкой полоской вышивки и шерстяной бахромой. Два угла платка по диагонали имели вышив­ку в виде розеток. Покрывая голову, платок складывали так, чтобы вышитые углы оказывались на виду, один выше другого.

Красочные рубахи и головные уборы дополнялись в праздничные дни украшениями, которые в описываемом районе были немногочисленны и отличались своим мате­риалом от украшений соседних кокшайско-приволжских мариек. Основу их составлял бисер, бусы, блестки, рако­вины-каури, пуговицы и в самой незначительной степени — монеты. На шее носили шушер, спускавшийся по­лукругом на грудь. Это украшение представляло собой кусок плотной материи, покрытой кумачом, с нашитыми на нее в виде узора бисером, блестками и по краям — раковинами-каури.    На шею    надевали    также шиенершеш — ленту с монетами. К грудному разрезу рубахи прикладывали мелшер — сюльгаму с прикрепленным к ней небольшим куском красной материи с нашитыми в два ряда мелкими монетами, разноцветным бисером и на нижнем конце — раковинами. Другим нагрудным украшением было мелкершеш — две плотные красные ленты, соединенные внизу ниткой бус, а сзади на шее тесемкой. Ленты сплошь украшены бисером, бусами и раковинами-ужовками. Сзади к этому украшению при­креплялся шимшер-пац — «хвост» из двух шнурков, с нанизанными на них медными трубочками вперемежку с бусами, заканчивающийся : кистью из бисера. В ушах носили серге, каждая из которых состояла из двух длин­ных нитей с прикрепленными к ним сверху до низу ярки­ми шерстяными кисточками с бисеринами на концах.

Яркие шерстяные кисточки с бисером имели большое значение в украшении местного женского костюма. Их пришивали к подолу рубахи, к.полам и подолу шавыра, к полам шубы, к обшитому яркой тканью концу черных суконных онучей, которые так накручивали на ноги, что­бы украшенный конец пришелся сбоку ноги.

Свадебный наряд, невест в этом районе был много проще, чем в других местностях, ибо здешняя марийская свадьба сильно изменилась под русским влиянием. Однако местное население еще помнит о том, что в ста­рину невесту наряжали в яркий зеленый суконный каф­тан, а затем ему на смену пришел черный, также сукон­ный кафтан, с черной мерлушковой шапкой. Это озна­чает, что Иранский свадебный наряд в конце XIX в. во многом походил на кокшайско-приволжский.

Характеристика женской одежды была бы неполной, если бы мы не сказали о русском влиянии, которое каса­лось главным образом деталей, не нарушая ее общего колорита. Под воздействием русских основная часть праздничной одежды изготовлялась из льняного холста. Развитие местных рынков привело к тому, что марийцы стали покупать хлопчатобумажные нитки и добавлять их в льняные ткани, а некоторые ткани целиком изготов­ляли из покупных ниток. Под русским же влиянием ста­ла изменяться вышивка, особенно на рубахах. Широкое распространение получила вышивка крестом, которая вначале сочеталась с традиционной марийской вышив­кой, а потом постепенно ее вытесняла. Крестом, как и традиционным швом, марийки вышивали также с изнан­ки по счету нитей. Вместе с новой вышивкой пришли и новые орнаменты, в частности выполненные русскими буквами. В экспедиции нам приходилось видеть на подо­лах марийских рубах вышитыми целые изречения.

Выше мы отмечали русское влияние в верхней марий­ской одежде. Оно проявлялось и в обуви. В Качестве вы­ходной обуви постепенно распространялись кожаные са­поги •— кем, а зимой — валенки, изготовлявшиеся рус­скими ремесленниками. Эту обувь в первую очередь ста­рались купить невесте.

Тесное соседство и непрерывное общение с русскими влияло не только на внешний быт марийцев, но и на их семейные обряды и обычаи. Значительным измене­ниям подвергся свадебный обряд. Мы не знаем, каким он был до массового расселения русских в этих местах, но обряд, по памяти населения, примерно рубежа XX ве­ка мало чем отличался от местного русского. Интересно, что и русские восприняли некоторые особенности марий­ской брачной обрядности. Например, у иранских рус­ских тоже существовал обычай давать за невесту день­ги — «запрос». Эти деньги обычно называли по-марий­ски — алан.

Оглавление