Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
в Тожсолинской из 16—4, в Малошалайской из 10—4, в Ситкинской из 28— 9, в Шешурской из 3—1, в Пибаевской из 16—8, в Мало-щегловской из 9—6, в Кундышской из 9—6, в Цекеев-ской из 14—12, в Ихтияльской из 14—12. Число смешанных деревень становится при этом тем больше, чем ближе подходим мы к городам Царевококшайску и Яран-ску» 152.
Живя бок о бок с русскими крестьянами, постоянно общаясь с ними в хозяйственном и культурном отношении, зная хорошо русский язык, марийцы многих населенных пунктов сравнительно быстро обрусевали. Это видно хотя бы на примере тоншаевской группы марийцев, живущих по среднему и верхнему течению р. Пижмы — правого притока Вятки. Довольно давно они оказались территориально отрезанными от иранских и кик-нурских марийцев и окруженными плотной русской массой. В настоящее время эта диалектная группа размещена в 35 небольших деревнях, мелкими гнездами разбросанных на территории целого района. Немало здесь и русских деревень, но с марийскими названиями — Сан-чуваж, Музя, Шабуры, Сальма, Вякшер и др. Старожилы помнят еще, как произошло обрусение деревень Колдырята, Купсол, Пурлы, Токтары, Горинцы, Лошка-ри. Примечательно, что жители этих деревень, считающие себя русскими, до сих пор поддерживают патронимические отношения с соседями, говорящими на марийском языке 153.
Помимо перечисленных местное население считает обрусевшими селения Каскансал, Большие и Средние Луги, Томарята, Истропово, Пепелята 154.
Яранский уезд, как и соседние с ним, был чисто сельскохозяйственным (с некоторой долей мелкого промышленного производства), но от Царевококшаиского и Козьмодемьянского уездов отличался, во-первых, большим плодородием почвы и наличием пригодного для освоения резервного земельного фонда, а во-вторых, большими размерами крестьянско-общинного землевладения. В казенном ведомстве здесь находилось примерно столько же площадей, сколько и в общинном: соответственно 620 тыс. дес. и 611 тыс. дес. Но если рядовому марийцу-середняку малоземелье особенно не угрожало, то все же благополучие его индивидуального хозяйства всецело зависело и от природной стихии, и от его производственных возможностей. Земская периодика, отмечая преобладание средней «душевой» нормы в 3 дес. хорошей пахотной земли,специально оговаривала, что почти во всем Яранском уезде культурные почвы нуждаются в периодическом и сильном удобрении, а также в более тщательной обработке и рациональном уходе (мелиорации, травосеянии и т. д.). Так, в экономическом обзоре на 1870 г. говорится: «Господствующая система земледелия трехпольная, главный недостаток которой заключается в том, что она не благоприятствует развитию скотоводства, при отсутствии травосеяния, и тем лишает земледельца необходимого удобрения. Улучшенные многопольные системы здесь совершенно не известны... Есть много причин, почему крестьяне упорно не допускают никаких нововведений в своем сельском хозяйстве. Главнейшие из этих причин суть: а) недостаток средств для заведения улучшенных земледельческих орудий; б) недостаток примеров улучшенного хозяйства; в) частые переделы земли, отнимающие всякую охоту заботиться об увеличении производительности того участка, который принадлежит временно; г) недостаток средств удобрения, что зависит, в свою очередь, от дурного состояния скотоводства и отсутствие знаний, на какую почву какое удобрение нужно» 155.
В силу указанных причин урожайность полей по марийским волостям даже в самые благоприятные годы в среднем колебалась между сам-4 и сам-5 для ржи и овса ,56. При таком положении дел крестьянина до времени выручали относительно большой надел земли и возможность при случае снимать хороший урожай с кратковременной лесной «кулиги». Но при полеводстве с экстенсивным уклоном окрестные леса быстро редели, надельные земли истощались, а душевые нормы пахоты с ростом населения уменьшались от десятилетия к десятилетию. Среднее крестьянское хозяйство становилось все более неустойчивым. Любой неурожай ставил маломощный крестьянский двор на грань разорения.
Сложность экономического положения иранских марийцев в случае неурожая становится особенно понятной, если учесть, что основу своего благосостояния большинство из них видело в сельском хозяйстве, дававшем средства для пропитания, выплаты податей и мелкого сбыта на сельских торжках и через посредство скупщиков 157.