Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Значительные массы хлебных заготовок даже в неблагоприятные для урожайности годы не должны вводить нас в заблуждение, так как, во-первых, здешние сельские общества всегда содержали хлебозапасные магазины, к помощи которых часто прибегали бедствующие крестьяне и постоянно находились перед обществом в долгу (а значит, не могли и торговать собственным хлебом) 209; а во-вторых, крупный сбыт хлеба производили зажиточные хозяева, которые располагали резервом зерна в житницах и в необмолоченных «кладухах», накапливаемых годами. У таких крестьян на одворицах стояло помногу кладух. Они служили предметом гордости и славы богача и символом его экономической власти в деревне210. Вполне понятно, что в неурожайные годы владельцы кладух распродавали свои хлебные излишки с большой выгодой211.
Разрушению веками устоявшегося деревенского уклада очень способствовало развитие торгово-промышленной деятельности. Из рукописи сернурского крестьянина Вас. Милютина предреформенных лет мы узнаем, что среди марийцев Уржумского уезда «торговля производится незначительная, и то только поставкою некоторыми черемисами собственного своего хлеба в винокуренные заводы и прочие места. Более же сего никакою торговлей не занимаются, упражняясь в зимнее время молочением хлеба и заготовкою дров для отопления своих домов. Но и другим каким-либо ремеслам этот народ не свойственен»212.
Совершенно иная картина наблюдалась в конце XIX — начале XX в. Вятская казенная палата дает длиннейший список ярмарок и торжков, действовавших в различных селениях Уржумского уезда в 1910-х годах. Среди местных продаж преобладают сельскохозяйственные продукты: хлеб, скот, кожсырье, шерсть, куделя, холст и т. д..213. Вместе с тем сельское хозяйство рядовых марийцев заметно скудело: «год от году урожаи хуже да хуже, а мужику заработать' 'Совсем других средств нет»214. Это всецело относилось к хозяйствам, которые' базировались на традиционных занятиях. Но наряду с ними увеличивалось число дворов, втягивавшихся в те или иные виды кустарной обработки растительных и животных продуктов, металлических, минеральных и лесных материалов. В уезде было довольно много плотников, пильщиков, кузнецов, портных, шерстобитов, бондарей, колесников, кирпичников и т. д.215. По данным 1911 г., в Уржумском уезде число мелких кустарей достигало примерно 10 тыс., то есть 3,12% к общему числу населения216. Среди марийцев кустарные промыслы были развиты слабее, чем среди русских, и очень неравномерно по волостям 217.
Социальная структура уржумской деревни осложнялась не только новыми экономическими явлениями, приводившими к ослаблению общинного начала, дифференциации и отчужденности хозяйственно уже давно неравных дворов, но и тем, что наряду с новыми формами связей уживались традиционные родственно-патронимические и болынесемейные. Узы прямого кровного или более отдаленного родства проявлялись в различных случаях жизни, например при образовании новых поселков с последующим введением их в самостоятельный податной оклад независимо от прежнего общества. На починки выделялись небольшие группы крестьян, из которых какая-то часть, как правило, состояла в родстве. Нередкими были большие семьи.
Так как рассмотрение этой стороны социальной жизни марийских крестьян имеет для этнографа повышенный интерес, остановимся подробнее на анализе некоторых посемейных списков новых селений Уржумского уезда, образовавшихся позднее X ревизии 1858 г. Вот дело Вятской казенной палаты «О введении в оклад по Сернурской волости новых селений» 1884— 1892 гг., в котором поименно описаны отдельные семьи четырех поселков. В дер. Малый Ешкоял из 8 семейств 5 были если и не столь большими по численности членов, то сложными по семейно-брачной структуре: семья Макара. Борисова — три имущественно неразделенные пары (всего 14 чел.); семья Емельяна Тимофеева— дядя и племянник с детьми (16 чел.); семья Василия Дмитриева—отец и 2 женатых сына (15 чел.); семья Захара Дмитриева — отец, его женатый брат и 2 женатых сына (18 чел.); семья Григория: