Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Значительные массы хлебных заготовок даже в небла­гоприятные для урожайности годы не должны вводить нас в заблуждение, так как, во-первых, здешние сель­ские общества всегда содержали хлебозапасные мага­зины, к помощи которых часто прибегали бедствующие крестьяне и постоянно находились перед обществом в долгу (а значит, не могли и торговать собственным хле­бом) 209; а во-вторых, крупный сбыт хлеба производили зажиточные хозяева, которые располагали резервом зер­на в житницах и в необмолоченных «кладухах», накап­ливаемых годами. У таких крестьян на одворицах стоя­ло помногу кладух. Они служили предметом гордости и славы богача и символом его экономической власти в де­ревне210. Вполне понятно, что в неурожайные годы вла­дельцы кладух распродавали свои хлебные излишки с большой выгодой211.

Разрушению веками устоявшегося деревенского ук­лада очень способствовало развитие торгово-промыш­ленной деятельности. Из рукописи сернурского крестья­нина Вас. Милютина предреформенных лет мы узнаем, что среди марийцев Уржумского уезда «торговля про­изводится незначительная, и то только поставкою не­которыми черемисами собственного своего хлеба в вино­куренные заводы и прочие места. Более же сего ника­кою торговлей не занимаются, упражняясь в зимнее время молочением хлеба и заготовкою дров для отопле­ния своих домов. Но и другим каким-либо ремеслам этот народ не свойственен»212.

Совершенно иная картина наблюдалась в конце XIX — начале XX в. Вятская казенная палата дает длиннейший список ярмарок и торжков, действовавших в различных селениях Уржумского уезда в 1910-х годах. Среди местных продаж преобладают сельскохозяйствен­ные продукты: хлеб, скот, кожсырье, шерсть, куделя, холст и т. д..213. Вместе с тем сельское хозяйство рядо­вых марийцев заметно скудело:  «год от году урожаи хуже да хуже, а мужику заработать' 'Совсем других средств нет»214. Это всецело относилось к хозяйствам, которые' базировались на традиционных занятиях. Но наряду с ними увеличивалось число дворов, втягивав­шихся в те или иные виды кустарной обработки расти­тельных и животных продуктов, металлических, мине­ральных и лесных материалов. В уезде было довольно много плотников, пильщиков, кузнецов, портных, шер­стобитов, бондарей, колесников, кирпичников и т. д.215. По данным 1911 г., в Уржумском уезде число мел­ких кустарей достигало примерно 10 тыс., то есть 3,12% к общему числу населения216. Среди марийцев кустар­ные промыслы были развиты слабее, чем среди русских, и очень неравномерно по волостям 217.

Социальная структура уржумской деревни осложня­лась не только новыми экономическими явлениями, приводившими к ослаблению общинного начала, диф­ференциации и отчужденности хозяйственно уже давно неравных дворов, но и тем, что наряду с новыми фор­мами связей уживались традиционные родственно-патро­нимические и болынесемейные. Узы прямого кровного или более отдаленного родства проявлялись в различ­ных случаях жизни, например при образовании новых поселков с последующим введением их в самостоятель­ный податной оклад независимо от прежнего общества. На починки выделялись небольшие группы крестьян, из которых какая-то часть, как правило, состояла в родстве. Нередкими были большие семьи.

Так как рассмотрение этой стороны социальной жизни марийских крестьян имеет для этнографа повы­шенный интерес, остановимся подробнее на анализе не­которых посемейных списков новых селений Уржумско­го уезда, образовавшихся позднее X ревизии 1858 г. Вот дело Вятской казенной палаты «О введении в ок­лад по Сернурской волости новых селений» 1884— 1892 гг., в котором поименно описаны отдельные семьи четырех поселков. В дер. Малый Ешкоял из 8 семейств 5 были если и не столь большими по численности членов, то сложными по семейно-брачной структуре: семья Макара. Борисова — три  имущественно  неразделенные пары (всего 14 чел.); семья Емельяна Тимофе­ева— дядя и племянник с детьми (16 чел.); семья Ва­силия Дмитриева—отец и 2 женатых сына (15 чел.); семья Захара Дмитриева — отец, его женатый брат и 2 женатых сына (18 чел.); семья Григория:

Оглавление