Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Напротив, в северной и северо-западной части описываемого района в пореформенный период непрерывно возрастало русское влияние, которое приводило к утрате здешними марийцами существенных черт их быта. Контакты с русскими были настолько тесными, что охватывали все стороны их жизни, в том числе и религиозную. Небезынтересна живая заметка очевидца оставшем обычным явлением участии русских крестьян в марийских праздниках (с. Азаново): «Замечательно бывает в этот семик то, что из разных окольных деревень приходят толпами русские молодые женщины и девицы вместе с молодыми ребятами. Пришед в известную, сборную деревню, ходят с двора на двор, поют песни, скромненько пляшут, а черемисы угощают пивом, а изредка вином русских женщин и девиц знакомых; молодые ребята играют в бабки, или играют в орлянку, из одной деревни переходят в другую и т. п., к вечеру возвращаются домой с песнями. Русские мужички и женщины тоже ходят в деревни, только идут прямо в избу, садятся на лавку и пьют у черемис, ходят из избы в избу» П6.
Расселение в лесах наложило отпечаток на характер здешних деревень, которые, как и в других марийских местностях, отличались малодворностью. Даже в первые десятилетия XX в., когда население значительно выросло, они не утратили этой своей особенности. М. Н. Янтемир в 1925 г. при описании Моркинского кантона отмечал: «Селения мелкие: на одно селение в среднем приходится 44 двора или 246,2 человека (по области 220 чел.). По числу жителей селения группируются так: селений с числом жителей до 25 чел. — 5, от 26 до 50 чел. —12, от 51 до 100 чел. —20, от 101 до 250 чел. — 59, от 251 чел. до 500 — 3. Селений с числом жителей свыше 1000 чел. на 1 января 1925 г. не значится» ш.
В Кокшайско-Приволжском районе долго и прочно сохранялись патронимические связи, выражавшиеся также в совместном поселении родственников, что налагало особый отпечаток на планировку селений. Путешественникам, побывавшим в этих краях, бросалось в глаза непривычное для русских размещение построек: «Отличие черемисских деревень от русских заключается в том, что избы в них не выстраиваются в одну прямую линию, а разбросаны в разных местах и непременно обсажены густо деревьями, чего также нет у русских» ш.
И при переходе к уличной застройке родственники всегда стремились поставить свои дома рядом, занимая целую улицу или часть ее (конец). Во время наших экспедиционных работ в Моркинском районе в 1948 г. информаторы-старики без особых затруднений называли местные тукумы (патронимии) и указывали часть селения, где они размещались. Например, в селении Курукумбал из пяти улиц четыре совпадали с названиями тукумов: Андрей-полко — так назывался один конец улицы; другой конец носил название Ивась-пол-ко, по имени другого тукума, жившего на той жеулице„ затем шли улицы Карай-полко и Япи-полко. Однако уличная планировка затрудняла локализацию тукумов, и члены одной патронимии, как правило, расселялись в разных концах селения.
Обилие леса позволяло состоятельным крестьянам возводить во дворах все необходимые постройки, которые располагали «покоем», имевшим широкое распространение в описываемом районе. Даже если в хозяйстве было мало построек, их все равно размещали по четырем сторонам двора, свободное пространство между ними загораживали заборами, так как при каждом доме должен быть двор, который у марийцев всегда был свободным, поросшим травой и обсаженным деревьями.
Постройки делились на жилые и хозяйственные. К первым относились избы, кудо и отчасти пултуры (двухэтажные амбары). Ко вторым —хлевы для скота, амбары для зерна, сараи для сельскохозяйственного инвентаря, домашней утвари, погреба, навесы для саней, телег и т. д.
Строительная техника отличалась простотой. Местные плотники работали преимущественно топором,, пилы долгое время не знали, детали строения крепили без помощи железных гвоздей.