Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Суры до р. Сундырь. С юга и юго-запада к этим «сотням» вплотную примыкали поселения чувашей, также организованных в «сотни», а одно такое объединение — Кобяшева сотня — имело смешанный марийско-чувашский состав.
По всей видимости, эти подразделения местного населения на крайнем западе Марийского края имели какое-то тяготение друг к другу, если московская администрация сочла необходимым объединить их в один Козьмодемьянский уезд. Сотенная организация в приволжском районе не была разрушена, но с учреждением Козьмодемьянского уезда вводилось его деление на четыре волости: горную Юнгинскую, луговую Руткинскую, а в бассейне Ветлуги — Ветлужскую и Ошарасскую. В языковом отношении все эти группы относились к курык мары — горным марийцам и, вероятно, были связаны единством происхождения. Аборигенное ядро занимало Горную сторону, ветлужские и заволжские группы марийцев во времена присоединения к России представляли собой потомков переселенцев из Правобережья.
Выделение на Горной стороне только одной, причем очень обширной, Юнгинской волости имело под собой то основание, что ее марийское население составляло сплоченный земляческий союз, за которым в глубине веков угадывается особая племенная группировка. На это обратил внимание еще Н. И. Смирнов, записывая марийские предания о древних героях и правителях: «Козьмодемьянские черемисы и доселе знают «землю Акпарса», одного из подобных старейшин. На территории Акпарса стоят нынешний город Козьмодемьянск, села Пернягаш, Пертнур, Еласово, Владимирское, Еме-лево, Троицкий посад, Большая и Малая Юнга; словом, ему принадлежал нынешний Горночеремисский край до Суры. Предание прибавляет, что ему же принадлежали огромные леса на левом берегу Волги, по Ветлуге» 192. Вероятно, Акпарс (Ахпарыс) был реальной и незаурядной личностью — местным предводителем, «сотным князем», коли его имя до конца XVIII в. носила самая крупная «сотня» горных марийцев, занимавших земли от нижней Суры до правобережья р. Юнги вплоть до с. Владимирского (Басурманово тож) и от современной южной границы Марийской АССР до Волги. Официальное название населения этой сотни в XVII в. — «Акпа-рысовы сотни Юнгинской волости ясачная черемиса». С основанием г. Козьмодемьянска, русских дворцовых и монастырских сел Воскресенского и Малоюнгинского с деревнями земельные площади Акпарысовой сотни были сильно урезаны. По Петровской губернской реформе от нее было отмежевано Нижнее Присурье, но все равно по первой подушной переписи «в Ахпарысова сотне за отсылкою в Нижегородскую губернию в остатке 1265 душ», т. е. гораздо больше, чем в самой крупной марийско-чувашской Кобяковой сотне (1082 души), не говоря уже о левобережных марийских пятидесятнях. Генеральное межевание крестьянских дач конца XVIII в. учло давние земляческие связи горных марийцев и, определяя бывшую Акпарысову сотню как самостоятельное волостное образование, узаконило огромную, свыше 39 тыс. десятин, Ценибековскую крестьянскую дачу ак-парысовых и «обще с ними» Алдышевой, Аказиной, Тя-няковой горных волостей и левобережных ардинских марийцев. Фактически в эту дачу вошла большая часть горномарийских населенных пунктов и не случайно поэтому в сознании местных жителей упрочилось представление о «большой веревке» — окружной меже, по-марийски кэрэм, которое В. М. Васильев трактует, как «район, удел, земельная граница горных Марий». В плане нашей темы, перекликающейся с наблюдениями И. Н. Смирнова, эта «большая веревка» была наследием давнего «земляческого» объединения горных марийцев с одним диалектом, этнографическим укладом и этническим самосознанием. К ним примыкали левобережные руткинско-ардинские марийцы, долгое время сохранявшие предания о том, что их предки были пришельцами с Горной стороны.
Несколько особняком стояли ветлужские марийцы, традиционно называющие себя собственно именем вытля маре и имеющие говор, несколько отличный от коренного горномарийского наречия 198. Вероятно, в этом оп