Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Суры до р. Сундырь. С юга и юго-запа­да к этим «сотням» вплотную примыкали поселения чу­вашей, также организованных в «сотни», а одно такое объединение — Кобяшева сотня — имело смешанный марийско-чувашский состав.

По всей видимости, эти подразделения местного на­селения на крайнем западе Марийского края имели ка­кое-то тяготение друг к другу, если московская админи­страция сочла необходимым объединить их в один Козь­модемьянский уезд. Сотенная организация в приволж­ском районе не была разрушена, но с учреждением Козьмодемьянского уезда вводилось его деление на че­тыре волости: горную Юнгинскую, луговую Руткинскую, а в бассейне Ветлуги — Ветлужскую и Ошарасскую. В языковом отношении все эти группы относились к курык мары — горным марийцам и, вероятно, были свя­заны единством происхождения. Аборигенное ядро за­нимало Горную сторону, ветлужские и заволжские груп­пы марийцев во времена присоединения к России пред­ставляли собой потомков переселенцев из Правобережья.

Выделение на Горной стороне только одной, причем очень обширной, Юнгинской волости имело под собой то основание, что ее марийское население составляло сплоченный земляческий союз, за которым в глубине веков угадывается особая племенная группировка. На это обратил внимание еще Н. И. Смирнов, записывая марийские предания о древних героях и правителях: «Козьмодемьянские черемисы и доселе знают «землю Акпарса», одного из подобных старейшин. На террито­рии Акпарса стоят    нынешний город Козьмодемьянск, села Пернягаш, Пертнур, Еласово, Владимирское, Еме-лево, Троицкий посад, Большая и Малая Юнга; словом, ему принадлежал нынешний Горночеремисский край до Суры. Предание прибавляет, что ему же принадлежали огромные леса на левом  берегу Волги, по Ветлуге» 192. Вероятно, Акпарс  (Ахпарыс)  был реальной и незау­рядной личностью — местным предводителем, «сотным князем», коли его имя до конца XVIII в. носила самая крупная  «сотня»  горных  марийцев,  занимавших  земли от нижней  Суры до правобережья р.  Юнги вплоть до с. Владимирского  (Басурманово тож) и от современной южной границы Марийской АССР до Волги. Официаль­ное название населения этой сотни в XVII в. — «Акпа-рысовы   сотни  Юнгинской  волости  ясачная  черемиса». С  основанием  г.   Козьмодемьянска,  русских дворцовых и монастырских сел Воскресенского и Малоюнгинского с деревнями  земельные  площади    Акпарысовой   сотни были сильно урезаны. По Петровской губернской рефор­ме от нее было отмежевано Нижнее Присурье, но все равно по первой подушной переписи «в Ахпарысова сот­не за отсылкою в Нижегородскую губернию в остатке 1265 душ», т. е. гораздо больше, чем в самой крупной марийско-чувашской  Кобяковой сотне   (1082 души),  не говоря уже о левобережных марийских пятидесятнях. Генеральное межевание крестьянских дач конца XVIII в. учло давние земляческие связи горных марийцев и, оп­ределяя бывшую Акпарысову сотню как самостоятель­ное волостное образование, узаконило огромную, свыше 39 тыс. десятин, Ценибековскую крестьянскую дачу ак-парысовых и «обще с ними» Алдышевой, Аказиной, Тя-няковой   горных   волостей   и   левобережных   ардинских марийцев.   Фактически   в   эту  дачу   вошла   большая часть горномарийских населенных пунктов и не случай­но поэтому в сознании местных    жителей    упрочилось представление о «большой    веревке» — окружной  ме­же, по-марийски кэрэм, которое В. М. Васильев трак­тует, как «район, удел, земельная граница горных Ма­рий». В плане нашей темы, перекликающейся с наблюдениями И. Н. Смирнова, эта «большая веревка» бы­ла наследием давнего «земляческого» объединения гор­ных марийцев с одним диалектом, этнографическим укладом и этническим самосознанием. К ним примыка­ли левобережные руткинско-ардинские марийцы, долгое время сохранявшие предания о том, что их предки были пришельцами с Горной стороны.

Несколько особняком стояли ветлужские марийцы, традиционно называющие себя собственно именем вытля маре и имеющие говор, несколько отличный от корен­ного горномарийского наречия 198. Вероятно, в этом оп­

Оглавление