Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

дарственности. Ни одно из этих важных общественных условий формирования народности марийскими истори­ками не проанализировано, а это заставляет подойти к их выводам с большой осторожностью.

Однако присмотримся к предложенной марийскими историками аргументации своих положений конкретно-историческими фактами. По Г. А. Архипову, к IXXI вв. «марийцы уже оформились этнически». В обще­принятом понимании это должно означать то, что к ука­занному времени в Волго-Вятском междуречье суще­ствовало население, которое послужило исторической основой формирования марийского народа, т. е. населе­ние, говорившее на языке (или языках) той же лингви­стической системы, что и современный марийский язык, имевшее сходный хозяйственно-культурный уклад и вы­делявшееся среди окружающих иноязычных соседей спе­цифическими особенностями бытовых черт. Возможно, что в реальной действительности все это было именно так. Но при чем же здесь «народность» как особый тип этнической общности развитого классового обще­ства? Древнемарийский этнический массив конца I тыс. н. э. мог вовсе и не представлять собой единого этно­социального организма, а, наоборот, что более вероятно, в тогдашних условиях перехода от строя общинно-родового к раннеклассовому он был всего лишь этнолингви­стической группировкой целого ряда автономных пле­менных объединений.

Существование  племенных  объединений  марийцев  с самостоятельными и довольно различными диалектами угадывается на материалах исторической структуры ма­рийского языка. И нет никаких фактических основа­ний к тому, чтобы предполагать слияние этих объедине­ний в единый союз, в этнополитическую, хотя бы даже в виде намека на тип «варварской» государственности, целостность, в «древнемарийскую народность», пример­но к исходу I тыс. н. э. В это и более позднее время отдельные группировки марийцев в силу некоторых исто­рических  обстоятельств     (внешнее    военное    давление и пр.)  не только не консолидируются друг с другом на  сравнительно   небольшой    территории    Марийского Приволжья, а скорее утрачивают былые соседские кон­такты, расселяясь к северу и северо-востоку от Волги. В  таких условиях даже  близкородственные  марийские диалекты обретали новые возможности к самостоятель­ному развитию, хотя неизбежное при передвижении на­селения  межгрупповое  смешение    осложняло    процесс оформления новых территориальных диалектов.

Некоторые историки обнаруживают факт существо­вания древнемарийской народности в прочном закреп­лении за марийцами обобщающего имени «черемисы» уже со времен Киевской Руси. Действительно, согласно русской летописи имеют «черемиси свой язык, морьдва свой язык». В древнерусской литературе слово «язык» означало нередко отдельный «народ», «племя» (И. И. Срезневский), а также и более широкую этно­лингвистическую общность: иначе трудно истолковать известную летописную фразу о том, что «Себо токмо Словенеск язык в Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородь-ци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после же Велыняне». Упомянутая здесь «Русь» сама по себе была понятием сложным, в кото­ром проявлялась идея единства языка, территории, куль­туры и государственности  перечисленных  восточносла-вянских «земляческих» группировок. Но может ли такого рода исторически емкое определение по тексту­альной аналогии быть перенесено на «черемису», кото­рая причислялась к разряду данников Руси? Ни в коем случае. Для Древней Руси «черемиси» были лишь людь­ми неславянского происхождения, причем, возможно, что уже с тех времен это имя было распространено как на марийцев, так и на неродственных им чувашей.

Древнерусские авторы по отношению к отдаленным народам менее всего были озабочены уточнением их действительных имен, границ обитания и территориаль­но-племенного размежевания. «Повесть временных лет» отделила мурому от мордвы, но ни словом не обмолви­лась, что мордва не едина, а составляет две большие, вполне самостоятельные группировки — эрзю и мокшу. Хорошо известно, что вплоть до середины XVI

Оглавление