Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

и пожаловал на обеде своем, накормив их и напоив, й даст им семена земные, и коня, и волы на орание, инем же и одеяние дасть и сребрениц понемногу... И отпусти их по местом своим жити без боязни, наказав воево­дам, да закажют всем своим не обидети их ничем же. И преписаша тех оставшихся от воевания живых 93 000 и 75 человек».

Из этого отрывка следует, что Иван Грозный, хорошо понимавший роль марийских сотников, стремился   их облагодетельствовать и замирить, но в то же время по­велел учинить перепись «черным людям», чтобы нало­жить на них государевы «прямые ясаки», которые взи­мались с них и при татарском владычестве. Однако желанного мира достигнуть не удалось. Спустя два ме­сяца   началась   новая  длительная   полоса   антирусской борьбы, в которой участвовали и марийцы, но возглав­ляли ее, по точному выражению казанского летописца, бывшие «владельцы их, уланове и князи и мурзы», т. е. сохранившие еще силу татарские феодалы. В этой связи справедлив вывод, сделанный в свое время Г. Пе-ретятковичем:   «При  связях  и  при влиянии,  которыми они (казанские феодалы. — К. К-), по всей вероятности, обладали между инородческим населением, им не осо­бенно трудно было организовать восстание в стране, где столько времени они управляли и где, следовательно, вся администрация края находилась от них в зависи­мости. В возникших в скором времени восстаниях, наря­ду с казанскими князьями и мурзами, действуют также выдающиеся люди из инородцев, «сотенные князья». Серия восстаний 1552—1557 гг. охватила значитель­ную часть Волго-Камья    и    порой достигала большого ожесточения и кровопролития. Сложные перипетии этой борьбы, в которой переплетались и антифеодальные вы­ступления крестьян и своекорыстные устремления мест­ной социальной верхушки сохранить свои прежние при­вилегии, неоднократно освещались в специальной лите­ратуре, что избавляет нас от необходимости подробно следовать по всем ее этапам. Отметим лишь те момен­ты этой войны, в которых наиболее отчетливо прояви­лась сущность тогдашней   социально-политической   обстановки в Марийском крае. Интересные данные на этот счет мы находим, например, в подробном «Летописце Русском».

Прежде всего обращает на себя внимание довольно широкий размах антифеодального движения, в кото­ром принимали участие как разрозненные, так и объеди­ненные отряды луговых марийцев и удмуртов («арских людей»). Зимой 1553 г. «изменили луговые люди, яса­ков не давали, а ясачников, которые ясаки на луговой збирали.... побили, и пришли на Арское, и соединачи-лись вси содново» для борьбы с царскими воеводами. Восставшие «город себе поставили на Меше реке, от Казани от города 70 верст, и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися». В следующем году этот город был разрушен русским войском, но война разлилась по еще большей территории: «А война их была от Казани и по Каму, а от Волги за Ошит, и за Уржум, и на Илит, и под Вяцкие волости, от Казани вверх по Каме пол-третья ста верст, а от Волги к Вятке поперег двести верст; а ходили ис Казани четыре недели; а не была война вверх по Волге и по Кокшагам и по Руткам». Из этого следует, что в 1553—1554 гг. наибольшей ак­тивностью отличались марийские ополчения Галицкой, Алатской и Арской дорог. Но в 1555 г. понадобился большой карательный поход царских воевод в централь­ные (по Кокшагам) и западные (по Ветлуге и Рутке) районы Марийского края. Кстати, при описании этого похода летопись впервые дает перечень кокшайских во­лостей: «А от больших воевод была война в волостях, в Шушурше, да в Хозякове, да Вошли, да в Мазарех в обоих, да в дву волостях в Оршах, в малой, да в боль­шой, да в Битше, да в Кушкуле, в Сороке Куншах, да в Васильукове Балаке, да Мамичь Бердеевы волости, да Киле.еву волость, да Кикину волость, да Култуян Кок-шан, в болшой да в малой, да волость Сызад Дадмаши, да Монам, да Кермечи, да Улылзы».

В этом перечне интересно то, что названия ряда во­лостей носят не топонимический (Шушурша, Вошла и т. д.), а ономастический характер (Хозякова, Василь-укова, Мамичь Бердеева,  Килеева,  Кикина), что и по

Оглавление