Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

в. в рус­ской письменной традиции оставалась не расчлененной на реальные составные части и марийская этнолингви­стическая общность. Так что ссылка на древнерусскую этнонимику Поволжья практически ничего не дает для обоснования версии о существовании марийской «народ­ности» XIXII вв.

Вместе с тем интересные выводы напрашиваются при раскрытии смыслового значения самоназвания, точнее самоназваний различных групп марийского населения даже поздней поры. По мнению В. М. Васильева, «ма­рийцы всегда себя называли марий, марий калык, калык марий, последнее из которых встречается в молитвенных обращениях в значении простого народа, также шемер марий от шем марий (в значении «черный люд». — К. /С.)». В данном случае приведены обозначения из лугово-восточномарийского наречия. Иначе звучит имя «мариец» (букв, значение муж, мужчина, человек) в других марийских наречиях: в северо-западном, или яранском — маре; в горном — мары; при этом уста­навливается их общая исходная форма (архетип) — мари.

Но означает ли это, что и далекие предки марийцев называли себя точно так же? В какой-то степени — да, называли, ибо слово мари, принявшее характер этнони­ма, признается лингвистами очень древним заимствова­нием из восточных индоевропейских языков. Но, кажет­ся, древнейшие марийцы знали и другое исконное обо­значение «человека» — мис, меес (ср. самоназвание ман­си мис, фин. т1ез, эст. теез — муж, человек, которое прозрачно проступает в этнониме черемис (чув. сармыс, тат.  чирмеш), имеющем, видимо, составную структуру: сар — название древнего племени + меес — человек 163. И  уж  совершенно  очевидно,   что   марийцы  отнюдь  не всегда называли себя марий калык — марийский народ, ибо слово калык (горн, халык) есть сравнительно позд­нее заимствование от тюрок (ср. тат. халык, чув. халак, алт.  калык — народ).    Утвердившееся   среди  марийцев понятие калык, халык могло обозначать как всех людей марийского языка, так и любой его локальной, диалект­ной группы; в обиходе это понятие сужалось до извест­ного круга родственников или до сельского «мира». Примерно такой же характер носит древний этноним мари со всеми его последующими диалектными дерива­тами.  Вряд ли подлежит сомнению,  что его исконное обыденное значение — люди,  а  таковыми могли быть и «нашенские, тутошние, здешней земли люди» (ср., как себя некогда называли: манси — махум, ханты — мыг-дат ях, эстонцы — таа гаЫаз— люди земли), и люди совершенно посторонние — не близкие родичи и даже иного языка соседи. Положим, луговой мариец мог на­звать себя и людей своего окружения марий в том смыс­ле,   что  все  они  этнически  составляют  нерасчленимое единство, но по отношению к отличным чем-то соседям-марийцам луговой человек мог употребить дополнитель­ное видовое обозначение. Так, моркинские и сернурские марийцы сами себя одинаково называют марий, но сер­нурские марийцы  своих южных    моркинских    соседей обычно называли ончыл марий — передние (по отноше­нию к Казани)  марийцы, а моркинские называли сер-нурских шенгел марий — задние (по отношению к Ка­зани)  марийцы. Имя марий фигурирует и в луговомарийском обозначении удмуртов — одо марий, т. е. «лю­ди народа (племени) од или уд, ут». Соответственно горные марийцы средствами своего диалекта называют чувашей суасла мары — «люди народа суас».

Есть основания предполагать, что по описанной кон­струкции локальных этнических обозначений строились имена отдельных древнемарийских племен, в которых присутствовал обязательный формант мари или сходные с ним, но конкретное содержание составному этнониму сообщал дополнительный определитель. Такая манера обозначения определенных этно-культурных группиро­вок населения сохранилась у марийцев и с переходом их от связей родо-племенных к территориально-сосед­ским («земляческим»). В подтверждение этой мысли до­статочно сослаться на В. М. Васильева: «Горные марий­цы называют себя кырык мари,

Оглавление