Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
даже слабого намека нет на то, что совершенно отчетливо сказано о служилых татарах Казанской земли: «За служилыми за князьями, за новокрещены, и за мурзами, и за татары в поместьях, а владеют по государевым грамотам и по выписям с казанских дач (см. выше. — К. К-), а иные татаровя живут в тех же деревнях, а поместными жеребьи владеют без грамот и без выписей с казанских дач по старине».
В довершение начатой нами выше дискуссии с авторами «Очерков истории Марийской АССР» о социальной природе марийских сотников сошлемся на такое красноречивое свидетельство XVIII в.: «князей и владетелей у них особливых над ними из них черемисского рода... никогда не бывало и ныне нет, кроме выборных из своей братии сотников для приключившихся их мирских нужд... Токмо к таким делам выбирают из добрых и лутчих людей» 142. Попытка же видеть какую-либо существенную разницу в социальном статусе между сотниками первой половины XVI в. (названными «национальными феодалами») и сотниками второй половины XVI в. (выборными мирскими старшинами) вряд ли состоятельна, хотя и ясно, что московское правительство, овладев положением в Марийском крае, признавало только тех сотников, которые «не мыслили измены» и верно служили государственной власти.
Наиболее заметными событиями в истории Марийского края последней трети XVI — начала XVII в. были новые восстания крестьянской массы при заметном участии тех же волостных сотников, следовавшие одно за другим: возмущение 1572—1574 гг., «черемисская война» 1580—1584 гг., вооруженные выступления 1606—1610 гг., слившиеся с общей волной первой крестьянской войны в России. Вопреки заявлениям отдельных историков о том, что восстание 1572—1574 гг. и «черемисская война» были исключительно реакционными движениями в пользу феодального Крыма и Турции, даже при всей сложности тогдашней обстановки в этих выступлениях проступает их очевидная антифеодальная направленность, а вызваны они были в первую очередь злоупотреблениями царской администрации по взиманию различных податей. В частности, это понимал и Иван IV, когда после возмущения Луговой стороны в 1574 г. он всю Казанскую землю «пожаловал и помиловал» и велел выдать всем волостям жалованные уставные грамоты.
Восстания последней трети XVI в. принудили московское правительство обратить особое внимание на укрепление русских позиций на Луговой стороне, что и достигалось основанием здесь первых городов-острогов, становившихся центрами одноименных уездов: Кокшай-ска между устьями Б. и М. Кокшаги (1574 г.), Козьмо-демьянска в землях горных марийцев (1583 г.), «Царева города на Кокшаге» (ныне Йошкар-Ола), Шанчу-рина (Санчурска) на Б>. Кокшаге и Уржума в Вятской земле (1584 г.) и, наконец, Яранска (1591 г.). В каждом из этих городов-крепостей располагался постоянный стрелецкий гарнизон и учреждались уездные власти, надзиравшие за общим порядкохм и сбором подати в приписанных к уездным городам марийских волостях.
Но какие бы меры правительство ни предпринимало— будь то карательные, или направленные хоть к какому-то ограничению фискального и судебио-полицейского произвола местных властей,