Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

даже слабого намека нет на то, что совершенно отчетливо сказано о служи­лых татарах Казанской земли: «За служилыми за кня­зьями, за новокрещены, и за мурзами, и за татары в по­местьях, а владеют по государевым грамотам и по вы­писям  с  казанских  дач   (см.   выше. — К.  К-),   а   иные татаровя живут в тех же деревнях, а поместными же­ребьи владеют без грамот и без выписей с казанских дач по старине».

В довершение начатой нами выше дискуссии с авто­рами «Очерков истории Марийской АССР» о социаль­ной   природе   марийских   сотников   сошлемся   на   такое красноречивое свидетельство XVIII в.: «князей и владе­телей у них особливых над ними из них черемисского рода... никогда не бывало и ныне нет, кроме выборных из своей братии сотников для приключившихся их мир­ских нужд... Токмо к таким делам выбирают из добрых и лутчих людей» 142. Попытка же видеть какую-либо су­щественную разницу в социальном статусе между сот­никами первой половины XVI  в.   (названными  «нацио­нальными  феодалами»)   и  сотниками  второй  половины XVI в.  (выборными мирскими старшинами) вряд ли со­стоятельна, хотя и ясно, что московское правительство, овладев   положением   в   Марийском   крае,   признавало только тех сотников, которые «не мыслили измены» и верно служили государственной власти.

Наиболее заметными событиями в истории Марий­ского края последней трети XVI — начала XVII в. были новые восстания крестьянской массы при заметном уча­стии тех же волостных сотников, следовавшие одно за другим: возмущение 1572—1574 гг., «черемисская война» 1580—1584 гг., вооруженные выступления 1606—1610 гг., слившиеся с общей волной первой крестьянской войны в России. Вопреки заявлениям отдельных историков о том, что восстание 1572—1574 гг. и «черемисская вой­на» были исключительно реакционными движениями в пользу феодального Крыма и Турции, даже при всей сложности тогдашней обстановки в этих выступлениях проступает их очевидная антифеодальная направлен­ность, а вызваны они были в первую очередь злоупот­реблениями царской администрации по взиманию различных податей. В частности, это понимал и Иван IV, когда после возмущения Луговой стороны в 1574 г. он всю Казанскую землю «пожаловал и помиловал» и ве­лел выдать всем волостям жалованные уставные гра­моты.

Восстания последней трети XVI в. принудили москов­ское правительство обратить особое внимание на укреп­ление русских позиций на Луговой стороне, что и до­стигалось основанием здесь первых городов-острогов, становившихся центрами одноименных уездов: Кокшай-ска между устьями Б. и М. Кокшаги (1574 г.), Козьмо-демьянска в землях горных марийцев (1583 г.), «Царе­ва города на Кокшаге» (ныне Йошкар-Ола), Шанчу-рина (Санчурска) на Б>. Кокшаге и Уржума в Вятской земле (1584 г.) и, наконец, Яранска (1591 г.). В каж­дом из этих городов-крепостей располагался постоян­ный стрелецкий гарнизон и учреждались уездные вла­сти, надзиравшие за общим порядкохм и сбором подати в приписанных к уездным городам марийских воло­стях.

Но какие бы меры правительство ни предпринима­ло— будь то карательные, или направленные хоть к ка­кому-то ограничению фискального и судебио-полицейского произвола местных властей,

Оглавление