Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ределенную роль сыграла территориальная обособлен-; ность, усиленная тем, что с XVII в. на низовьях Вет-луги складывается значительное русское население, отделившее широкой полосой быстро обрусевавших вытля маре от их горномарийских сородичей .
Но вышеописанными явлениями этнолингвистическое многообразие марийцев на основной территории их расселения не исчерпывается. Пристального внимания заслуживают еще две старинных группировки этого народа — санчуро-яранская (северо-западная) и мало-кокшайская (центральная). Видный языковед прошлого века М. Веске, определяя границы марийских диалектов, писал, что к северу от горномарийского наречия, на котором на Луговой стороне говорят еще в трех смежных с Козьмодемьянским уездом деревнях Большой и Малый Шудогуш и Килемары Яранского уезда (по адм. устройству 1781 г.), проходит граница наречия (по современной лингвистической номенклатуре, северо-западное наречие), которое «хотя и отличается от горного наречия, все-таки стоит к нему гораздо ближе, чем к наречию, на котором говорят к востоку от Яранского уезда, именно в Уржумском уезде Вятской губернии. Центром этого говора является посад (прежний уездный город) Царевосанчурск».
ское явление: «Названная деревня Килимаре находится только около пяти верст от Яранской же деревни Лом-бенура... а между тем до сих пор не было случая, чтобы килимарский мужчина женился на девушке из Ломбе-нура или, наоборот, килимарская девушка вышла замуж за ломбенурского мужчину. Килимарские черемисы берут невест из Козьмодемьянского уезда, ближайшие деревни которого лежат в верстах двадцати-тридцати через болотистый лес, и из Макарьевского уезда (с Вет-луги. — К- К-), черемисские деревни которого так же далеко от Килимаре. Здесь как граница говора, так и граница наряда и брачных союзов весьма резка. Так же и в прочих деревнях на юге Яранского уезда и на севере Козьмодемьянского уезда... Была ли здесь когда-либо также политическая граница — это небезынтересно было бы исследовать».
Какая-либо политическая граница в данном случае не усматривается, но очевидна граница между традиционными земляческими группировками средневековых марийцев. Упомянутая деревня Килимары на р. Б. Кун-дыш была своего рода северо-восточным форпостом горномарийского наречия, вынесенным со стороны рут-кинско-ардинского куста. Она входила в состав старинной Янигитовой пятидесятни, принадлежавшей позднее к Ардинскому церковному приходу, но была отмежевана от ближайшей (ниже по течению Б. Кундыша) Со-рококундушской волости, приписанной в конце XVI в. к Царевосанчурскому уезду.
На 1584 г. приходится начало организации двух смежных уездов с чисто марийским населением — Ца-ревосанчурского и Царевококшайского. Из более поздних документов мы узнаем, что Царевосанчурский уезд вобрал в свой состав 14 волостей — мелких земляческих союзов, группировавшихся преимущественно в бассейне Б'. Кокшаги (Большая и Малая Мамокша, Лиж-ненская, Цокеевская, Шаптинская, Удюрминская и др.), но также выдвинувшихся к западу, в сторону Ветлуги (волости Устинская, Черномужинская), и несколько к востоку, на р. Б. Ошлу (Туршинская вол.). По современному административному делению это Санчурский, Кикнурский и Шарангский районы Кировской обл. Несколько особняком стояла упомянутая выше Сорококун-душская волость. Марийское население очерченного района складывалось, видимо, за счет переселенцев, приходивших с юга, по Кокшагам, с юго-запада, по Рут-ке, может быть, и с запада, со стороны Ветлуги.