Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ределенную роль сыграла территориальная обособлен-; ность, усиленная тем, что с XVII в. на низовьях Вет-луги складывается значительное русское население, от­делившее широкой полосой быстро обрусевавших вытля маре от их горномарийских сородичей .

Но вышеописанными явлениями этнолингвистическое многообразие марийцев на основной территории их рас­селения не исчерпывается.  Пристального внимания за­служивают  еще две  старинных  группировки  этого  на­рода — санчуро-яранская  (северо-западная)    и    мало-кокшайская  (центральная). Видный языковед прошлого века М. Веске, определяя границы марийских диалектов, писал, что к северу от горномарийского наречия, на ко­тором на Луговой стороне говорят еще в трех смежных с Козьмодемьянским уездом деревнях Большой и Ма­лый  Шудогуш  и  Килемары  Яранского уезда   (по  адм. устройству 1781 г.), проходит граница наречия  (по со­временной лингвистической номенклатуре, северо-запад­ное  наречие),  которое  «хотя  и  отличается  от  горного наречия, все-таки стоит к нему гораздо ближе, чем к наречию, на котором говорят к востоку    от Яранского уезда,  именно  в  Уржумском  уезде  Вятской  губернии. Центром этого  говора  является  посад   (прежний  уезд­ный город) Царевосанчурск».Подпись: 121

ское явление: «Названная деревня Килимаре находится только около пяти верст от Яранской же деревни Лом-бенура... а между тем до сих пор не было случая, чтобы килимарский мужчина женился на девушке из Ломбе-нура или, наоборот, килимарская девушка вышла замуж за ломбенурского мужчину. Килимарские черемисы бе­рут невест из Козьмодемьянского уезда, ближайшие деревни которого лежат в верстах двадцати-тридцати через болотистый лес, и из Макарьевского уезда (с Вет-луги. — К- К-), черемисские деревни которого так же далеко от Килимаре. Здесь как граница говора, так и граница наряда и брачных союзов весьма резка. Так же и в прочих деревнях на юге Яранского уезда и на севе­ре Козьмодемьянского уезда... Была ли здесь когда-ли­бо также политическая граница — это небезынтересно было бы исследовать».

Какая-либо политическая граница в данном случае не усматривается, но очевидна граница между традици­онными земляческими группировками средневековых ма­рийцев. Упомянутая деревня Килимары на р. Б. Кун-дыш была своего рода северо-восточным форпостом горномарийского наречия, вынесенным со стороны рут-кинско-ардинского куста. Она входила в состав старин­ной Янигитовой пятидесятни, принадлежавшей позднее к Ардинскому церковному приходу, но была отмеже­вана от ближайшей (ниже по течению Б. Кундыша) Со-рококундушской волости, приписанной в конце XVI в. к Царевосанчурскому уезду.

На 1584 г. приходится начало организации двух смежных уездов с чисто марийским населением — Ца-ревосанчурского и Царевококшайского. Из более позд­них документов мы узнаем, что Царевосанчурский уезд вобрал в свой состав 14 волостей — мелких земляче­ских союзов, группировавшихся преимущественно в бас­сейне Б'. Кокшаги (Большая и Малая Мамокша, Лиж-ненская, Цокеевская, Шаптинская, Удюрминская и др.), но также выдвинувшихся к западу, в сторону Ветлуги (волости Устинская, Черномужинская), и несколько к востоку, на р. Б. Ошлу (Туршинская вол.). По совре­менному административному делению это Санчурский, Кикнурский и Шарангский районы Кировской обл. Несколько особняком стояла упомянутая выше Сорококун-душская волость. Марийское население очерченного района складывалось, видимо, за счет переселенцев, приходивших с юга, по Кокшагам, с юго-запада, по Рут-ке, может быть, и с запада, со стороны Ветлуги.

Оглавление