Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
государю и тем самым сохранить свою жизнь и состояние. Но факт остается фактом: большие потери в людской силе, в том числе в руководящей верхушке, принудили луговых марийцев просить мира: в мае 1557 г. «луговые люди прислали бити челом о своих винах, чтобы государь пожаловал их, вину им отдал, и учинил их в холопстве, как и горных людей, и ясак велел има-ти, как прежние цари имали».
Сразу же после того, как «казанское дело в конечное смирение пришло», московское правительство приступило к наведению твердых феодальных порядков в новоприобретенной области, причем первой своей задачей оно считало наделение землей русской знати и испо-мещеиие в Приказаиье простых «пашущих людей». В 1557 г. казанский наместник князь П. И. Шуйский определил: села, находившиеся во владении у казанских царей и князей, разделить между московским государем, наместником, духовенством и детьми боярскими. А так как земли эти в значительной мере из-за войны запустели, около Казани было поселено много русских людей, и стали они пахать «на государя и на всех вместе с новокрещенными и чувашами».
После первой раздачи земель велено было описать их, чтоб можно было знать, какие земли заняты и кем, какие лежат впусте и никем не заняты, но «впред в поместье роздати доведется». На основании этих описей 1565—1567 гг. и 1602—1603 гг. выясняется, что, несмотря на создание господствующего русского феодального землевладения, в значительной мере сохранилось служилое татарское землевладение. Более того, даже в XVIII в. некоторые феодалы татарского происхождения умудрялись собирать ясак на себя лично «украдом», утаивая его от государевой казны 136.
В коренных марийских землях взрослое население оказалось в прямой феодальной зависимости от государства и платило ясаки, но сохранило за собой право наследственного владения прежними пахотными землями и общинными угодьями. О повинностях крестьян, кроме уплаты ясака, достаточно полно свидетельствует уставная грамота Казанской земле 1574 г. Оказывается, податное население платило в казну медвяной оброк и пошлины за бортные ухожаи, куничный оброк и пошлины за охотничьи угодья, исправляло «городовое дело» — строило остроги, несло ратную службу во время войны. Из текста грамоты — «всей Казанской земли к тем городам и к острогам возити (строевой лес. —К-К.) тем волостям, которая волость х которому новому городу или к острогу которая волость будет приписана», — мы узнаем, что правительство Ивана Грозного проводило политику приписки естественно сложившихся марийских волостей к уже учрежденным или намеченным к учреждению уездам, возникавшим одновременно с основанием русских городов-острогов.
Население Казанской земли делилось на волости (по-старому — «сотни»), а в пределах волостей по своему имущественному положению — на «лучших, средних и молодчих людей». Из «лучших» выбирались «землею (волостью) своего рода советники (они же сотники или «десятные князья») при русских боярских головах для низшего управления: «А которые сотники и лутчие люди их волостей»; «А вершить головам нашим детям боярским, которые у них будут, всякий суд меж их, докладывая бояр и воевод, приговаривая с их лутчими людми, которые будут выбраны землею вправду без по-норовки».
Из того же верхнего слоя местного населения рекрутировалось и особое служилое сословие. Сотники и «лутчие» люди обязаны были выставлять на дальнюю службу летом с трех дворов по человеку, а зимою — с двух дворов по человеку, а на ближнюю службу с каждого двора по человеку.
Но что примечательно: отсутствуют какие-либо данные о наделении тарханными правами мелких феодалов лиц из марийской «старшины». В отношении последних в писцовой книге 1602—1603 гг.