Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Предпосылки и сам ход покорения окрепшим Русским государством «преименитого и славного города Казани» достаточно хорошо освещены в существующей литературе. Не менее полно раскрыты и те решительные изменения, которые в связи с этим событием произошли в исторических судьбах народов Среднего Поволжья. Но мы не можем не остановиться на некоторых важных вопросах, имеющих прямое отношение к довольно сложной социально-политической обстановке в Марийском крае во второй половине XVI в., вызванной противоречивыми тенденциями развития феодального базиса. Таких противоречий, резко окрашенных военными столкновениями совершенно различных противоборствующих сил, накопилось так много, что, казалось бы, спокойный лесной край мирного труда на целый ряд десятилетий приковал к себе внимание русского правительства и тогдашней литературы.
Настоящим бедствием для марийского народа было то, что, находясь в подчиненном положении от Казанского ханства, он оказался ввергнутым в войну с Русским государством, которая в общем-то была чужда его интересам. Незадолго до взятия Казани татарская верхушка направила крымскому хану льстивую грамоту о том, что о его «жаловании челом бьют» и просят о военно-политической помощи не только «Казанские земли Мамай князь в головах, и уланы, и молны, афизы, изеи, и все князи», но и феодально зависимое от них население — «и сотенные князи, и десятники, и горние люди, и арские князи, и вси люди». Но реальные события свидетельствовали о другом. Уже в 1546 г. Горная сторона отпала от Казани и затем отошла к Москве фактически мирным путем. Важнейшим условием этого события был тот факт, что в 1551 г. русский государь «в ясаках полегчил» положение местного населения». И при последующей борьбе с Казанью «нагорная страна черемиса отступила от них вся и заложишася за московского царя». Об обстановке на Луговой стороне в 1551 г. не менее красноречивы такие слова летописца: «казанцы предашася великому князю московскому и за него сами ся заложиша со всею другою половиною большею земли своея, с нижнею черемисой, добровольно, и без брани и без пролития крови».
Однако в следующем году события повернулись иначе. Враждебные Москве группировки казанских феодалов решили дать бой правительству Ивана Грозного, рассчитывая при этом не столько на собственные силы, сколько уповая на военную помощь крымского хана и ногайского владетеля, а также на отвлекающие от Казани боевые действия подневольных союзников — марийских ополченцев во главе с их «сотенными князьями. Надежда на поддержку последних объясняется тем, что только эти авторитетные среди рядовой массы марийцев и облеченные общинной властью лица могли собрать сколько-нибудь крупное ополчение и направить его под Казань во фланг подступившему русскому воинству.
Коварный замысел стоящих на краю гибели казанских правителей удался и, как писал князь А. Курбский, «собралися Черемисы Луговыя не мало, и ударили на наши станы задние, в Галицкой дороги, и немало стад коней наших отграмили». Вполне понятно, что, поставив перед собой цель решительного и быстрого сокрушения Казани, московские воеводы обрушили удары и на ее союзников: русское войско «...разлетешася аки птица по всей земли той, и воеваху, и пленяху Казанскую землю и область всюде, невозбранно ходяще на вся страны около Казани и до конец ея. И быша убиения человеческая велика, и кровми полияся вар-варьская земля; блата и дебри, и езера и реки намости-шася черемискими костми».
Как бы ни были возбуждены этим погромом прика-занские марийцы, все же они вскоре поняли, за какое безнадежное и чуждое им дело они сражались. Предоставим в этой связи слово подлинному свидетелю событий сразу же после падения Казани: «Черемиса же луговая досталная вся, сведавше того же дни взятие великого града своего, и изыдоша из острогов своих старейшины их и сотники, кои были не взяты еще. И собрав-шеся мнозии, приидоша в Казань ко царю самодержцу с великим смирением и покорением, и предашася ему вси, и назваша себе новым царем. Он же возлюбил их,