Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

служило Г. Перетятковичу поводом к следующему при­мечанию: «сотенные князья были, кажется, и начальни­ками волостей; некоторые волости прозываются именами отдельных людей, называвшихся при этом «сотенными князьями». В таком аспекте самое понятие «волость», приложенное летописью к отдельной территориальной группе кокшайских марийцев, полностью совпадает с истинным его древнерусским значением сельской округи с населением, находящейся под чьей-то авторитарной властью, в данном случае не обязательно даже фео­дального свойства.

Среди  упомянутых     «начальников     волостей»     (по М. Н. Тихомирову, «старшин»)  выделяется колоритная фигура Мамичь Бердея — «лугового сотного князя», с именем которого связан ряд важных событий описы­ваемых бурных лет. Несомненно, это был незаурядный военный  предводитель,  доставивший   много неприятно­стей царским воеводам. Так, во время краткого замире­ния после побоища 1555 г., когда «и Арские и побереж­ные люди все укрепилися у государя и ясаки все сполна поплатили»,  непокорными  остались    «луговые  сотники Мамичь Бердей с товарищи», которые «воруют по ста­рому на Волге, приходя на суды.  И государь на них рать свою большую послал». Далее события разво­рачивались таким образом: по словам горных людей, в 1556 г. «приходил Мамичь Бердей их воевати, а с ним было две тысячи человек», но был предательски схва­чен и выдан в Москву, где при допросе дал интересное показание: «взял было из Ногаи царя, и царь им не учи­нил никоторые помочи, и он царя убил и всех Ногай побил, да сложился с Арскими людьми, а сам пошел на горную сторону тех отводити от царя и великого кня­зя». Пояснение к действиям Мамичь Бердея мы нахо­дим в другом  источнике — сочинении князя А.  Курб­ского:  «А потом  взяла  была  Черемиса  Луговая  царя собе с Ногайские орды, броняшеся Христианом и воююще; ...потом же егда рассмотривши, иже мало им прибыли с того царя, убиша его и сущих с ним татар, аки триста, и главу ему отсекоша и на высокое древо взоткнули и глаголали: «Мы было взяли тебя того ради на царство, з двором твоим, да обороняеши нас; а ты и сущие с тобою не сотворил нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел: а ныне глава твоя да царствует на высоком коле! ... Потом избравше собе своих атаманов, бьющеся и воююще с нами (русски­ми.— К- К-) крепце, аки два лета».

Под рукой талантливого автора, каким был князь Андрей Курбский, сообщаемые факты обрели характер живой зарисовки дружинного, военно-демократического порядка, свойственного марийцам XVI в. И, действи­тельно, мы видим здесь и выборность временных, види­мо, вожаков на случай ратного дела, и признанных вож­дей, — «сотенных (волостных) князей» с более прочной представительной властью, имевшей уже наследствен­ный характер (известны «Мамичь Бердеевы дети, бью­щие челом государю) ш, а также приглашаемых на «об­щественную службу» сторонних витязей, которых можно было низвергнуть и даже убить как не оправдавших себя.

Роль этих предводителей в те беспокойные времена была настолько очевидной, что русские воеводы в своей борьбе с восставшими особенное внимание обращали на пленение или истребление сотников, а нередко на то и другое вместе. Осенью 1555 г. в Казанской земле было убито 1560 «именитых людей, князей и мирз, да сотных князей, да лучших казаков». Восстание стало затухать в 1557 г. только тогда, когда усилиями русских воевод «извелися все лучшие казанские люди, их князи, мирзы и казаки, которые лихо делали» (Никоновская лето­пись) 132. Казанский летописец к этому добавляет: «Ма­ло же их живых осташа во всей земли Казанской, и разве простых живых людей и худых и немощных и убозех земледелец». Правда, здесь налицо определен­ный литературный прием, так как многие «именитые люди» почли за благо перейти на службу к московскому

Оглавление