Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

XXI вв.), «характеризовался общ­ностью грамматического строя, фонетической системы и лексического состава», а затем разделился на современ­ные диалекты. В таком варианте лингвисты идут на­встречу археологам,  а те, в свою очередь, предлагают нашему вниманию обновленную версию о том, что древ-немарийская народность позднее XI в. раскололась на горную и луговую части.  «Предпосылки возникновения двух диалектных групп марийцев складывались в пер­вую   очередь  в  экономических  условиях,   возникших  у марийцев к XII—XV вв., когда появились уже элементы феодальных  отношений.     Процесс    разделения   единой древнемарийской народности на диалектные группы был длительным и свое завершение получил к XVXVI вв., когда письменные источники уже четко стали фиксиро­вать две группы марийцев.

Нельзя сказать, чтобы общая постановка вопроса  о древнемарийской народности соответствовала современным взглядам  на  формирование  того  типа  этнической общности, который мы привыкли называть народностью феодальной эпохи. Пожалуй, одним из основных аргу­ментов марийских историков на пути обоснования суще­ствования древней марийской народности является те­зис: «Выявление общих черт в погребальном обряде, в материальной культуре IXXI вв. в Ветлужско-Вятском междуречье позволяет сделать вывод, что к этому вре­мени марийцы уже оформились этнически, они получили свое имя, известное в письменных источниках XXI вв. под именем «цармис» (черемис)». Но разве этого до­статочно, чтобы считать какую-либо одноязычную груп­пировку   средневекового   населения   тем   определенным типом исторической общности людей, которая получает в своем развитии характер органической величины, ох­ваченной   действием   прочных  общественных   связей   в массе этнически однородного    населения    на  широкой территории?

С социологической точки зрения каждая такая общ­ность рисуется самостоятельной целостностью большей или меньшей массы людей, имеющих друг с другом по­мимо общности в языке, культуре и прочих этнических признаков устойчивые общие «гражданские интересы и симпатии», опирающиеся в конечном счете на различные формы общественного разделения труда. В обществе, становящемся классовым, все эти разновидности связей усложняются и принимают противоречивый характер, но они все равно существуют и постоянно возобновляются (т. е. нормально функционируют), в противном случае этническая общность утрачивает внутреннее динамиче­ское развитие и распадается на составные части.

О социально-экономическом механизме этого обще­ственного процесса Маркс и Энгельс писали в «Немец­кой идеологии»: «...вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индиви­дов, находящихся в общении друг с другом; притом этот общий интерес существует не только в представлении, как «всеобщее», но прежде всего он существует в ре­альной действительности в качестве взаимной зависимо­сти индивидов, между которыми разделен труд.

Именно благодаря этому противоречию между част-ныхм и общим интересом последний, в виде государства,  принимает самостоятельную форму, оторванную от дей­ствительных — как отдельных, так и совместных — ин­тересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности. Но это совершается всегда на реальной основе имеющихся в каждом семейном или племенном конгломерате связей по плоти и крови, по языку, по разделению труда в бо­лее широком масштабе и по иным интересам...».

Приведенная цитата дает ясное представление о сложном характере этно-социальных организмов в раз­вивающемся классовом обществе. Народности феодаль­ной эпохи формируются «на развалинах» прежних пле­менных или территориально-племенных объединений не только благодаря определенному («земляческому») тя­готению друг к другу людей одного языка и этнографи­ческого уклада жизни, но и благодаря собирающим их в самостоятельную устойчивую целостность факторам: экономическим — через общественное разделение труда и политическим — через систему формирующейся госу­

Оглавление