Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Современные лингвисты выделяют в составе марий­ского языка обширный моркинско-сернурскии диалект (положен в основу лугововосточной литературной нор­мы). Территориально он совмещается с Алатской «да-ругой», подвластной еще Казанскому ханству, и в ка­честве одноименной «дороги» вошедшей в состав Ка­занского уезда при московском правлении. Видимо, ко­ренное население этой «даруги» — «дороги» издавна также составляло какую-то этническую целостность, чи­сто географически разделившуюся на моркинских ончыл марий и сернурских шенгел марий (см. выше).

Организуя во второй половине XVI в. администра­тивно-фискальное и военное управление Марийским краем, московским властям незачем было задумываться над тем, как лучше всего размежевать населенные ма­рийцами земли бывшего Казанского ханства. Две круп­ные «земляческие» группировки марийцев — Галицкой дороги (волжская) и Алатской дороги (моркинско-сер-нурская) — представляли собой сложившиеся, однород­ные в диалектно-культурном отношении образования со стойкими органическими связями, которые не имело смысла разрушать, но можно было использовать для нужд воеводского управления.

Но  московской  администрации  пришлось  подумать, как произвести поуездное межевание остальной части Марийского края, совсем не знавшей казанского управ­ления или подчинявшейся ему номинально. И надо ска­зать, что это межевание было совершено довольно удач-? но, так как в основном учитывало давно сложившееся «земляческое самоопределение» коренного населения.

Исключением был учрежденный раньше других и в спешном порядке   (сразу же после марийского восста­ния  1571 —1573 гг.)   крохотный Кокшайский уезд в со­ставе левобережной, в низовьях Большой Кокшаги, Че­муршинской волости с марийским населением («Кокша-ского уезда черемиса  Чемуршинской волости польских деревень») и правобережной  Сундырской волости с чувашским  населением   («Кокшаского  уезда  чуваша  и черемиса Сундырской волости»). В целом этот этни­чески разнородный состав  искусственно образованного уезда  именовался  в  официальных документах  XVII  в. как «чуваша и черемиса Кокшаского уезду розных во­лостей и деревень» и никогда не был многочисленным (всего 218 ясачных дворов, по данным 1681 г.). О ма­рийской его части можно сказать только то, что в диа­лектном  отношении  она  отмежевывалась    от  соседней группы волжского говора Галицкой дороги и примыка­ла к расположенному севернее, в бассейне М. Кокшаги, населению Царевококшайского уезда.

Совершенно иной этнический характер носил обшир-ный Козьмодемьянский уезд, включавший земли по Гор­ной и Луговой стороне на крайнем западе расселения марийцев. Еще до официального учреждения уезда и его волостных подразделений здесь существовала организа­ция населения по «сотням» и «пятидесятням», возник­шая, видимо, не без воздействия со стороны Казанского ханства. Луговая сторона в бассейнах рек Ветлуги, Рутки, Арды и в междуречье Рутки и Б. Кундыша, притока Б. Кокшаги была заселена марийцами небольшими, тер­риториально изолированными группами, жившими мел­кими деревнями, нередко на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому и в начале XVIII в. здесь были только «пятидесятни» (Токсубаева, Янигитова, Тохпае-ва), хотя число учтенных мужских душ в каждой из них тогда составляло до 400 и более человек. Старин­ные «сотни» располагались на Горной стороне (Ахпа-рысова, Аказина и Тенякова), где марийское население было густым и располагалось многими населенными пунктами от р.

Оглавление